Компьютеры Windows Интернет

Назначение звуковой карты. Что такое звуковая карта и кому она нужна? Где она находится

Установленная внешняя звуковая карта для ноутбука USB даёт возможность значительно улучшить качество звука – тем более, что производители переносных компьютеров обычно не снабжают их качественными аудиосистемами.

Интегрированной карты обычно недостаточно для получения безупречного звука, а в простых моделях компьютеров иногда нечего даже рассчитывать на нормальное звучание аудиозаписи и разборчивую звуковую дорожку фильма.

Зачем нужна внешняя звуковая карта?

Принимать решение о покупке внешней звуковой карты следует в таких случаях:

  • при необходимости получить хороший звук на переносном компьютере. Проблему можно решить подключением аудиоколонок, но это увеличит только громкость звука, но не качество;
  • при выходе из строя основной, встроенной карты.

Особенности внешних моделей

Как правило, внешняя карта для воспроизведения звука представляет собой небольшое устройство размером с флешку или кардридер. Усиливает сходство и способ подключения к ноутбуку – через USB-вход.

Более дорогие модели достигают размеров внешнего жёсткого диска, а самые производительные имеют габариты, сравнимые с самим ноутбуком.

Возможности любой внешней карты включают:

  • усиление звука по сравнению со встроенной системой ноутбука;
  • подключение одного или нескольких микрофонов, наушников или аудиоколонок.

Функциональность более дорогих моделей включает кнопки громкости и индикаторы. Для топовых моделей характерно наличие различных разъёмов и интерфейсов, например, выходных аналоговых каналов и коаксиального выхода, хотя их размеры намного больше, чем у компактных звуковых карт.

Преимущества внешних звуковых карт заключаются в следующем:

  • резкое улучшение качества воспроизведения и, при выборе подходящей модели, записи аудио;
  • мобильность, позволяющая подключить внешнюю карту и к любому другому компьютеру – как стационарному, так и переносному. Также устройство часто подключается к планшету или телефону;
  • достаточно большой ассортимент моделей для того, чтобы выбрать и функциональное, и доступное по цене устройство;
  • простая настройка звука, в том числе громкость, тембр и басы с помощью кнопок на корпусе карты. На ноутбуке без внешнего звукового устройства это можно сделать только программным способом.

Для маломощных и старых ноутбуков карта позволяет снять нагрузку с процессора. Ведь из-за того, что обработка звука происходит с помощью внешнего устройства вычислительные мощности самого компьютера освобождаются. В результате техника меньше нагревается, а её работоспособность увеличивается.

Выбор карты

При выборе звуковой карты стоит рассмотреть несколько характеристик, зависящих от задач, которые должно выполнять устройства:

  • для домашнего использования достаточно одного аудиовхода и аудиовыхода. Для компактного домашнего кинотеатра – хотя бы двух. А при использовании в качестве профессионального устройства для записи звука стоит выбрать модель с 3–4 парами разъёмов, хотя она обойдётся дороже;
  • разрядность звуковой карты должна быть не меньше 24 бит;
  • соотношение параметров сигнала и шума – на уровне 100–114 дБ;
  • для работы с музыкальными инструментами требуется интерфейс, позволяющий подключение этих устройств.

Желательно, чтобы внешняя карта поддерживала стандарт звучания Digital Theater System или Dolby Digital, позволяющие считывать многоканальные аудио и видеодорожки – это может быть важным при просмотре фильмов.

Поддержка протокола передачи аудио ASIO необязательна, но позволяют увеличить удобство профессиональной работы со звуком.

Технология EAX может обеспечить звуковые эффекты окружающей среды, что станет неплохим преимуществом для игрока, использующего игровые приложения с многоканальным звучанием.

Самый выгодный вариант

Звуковая карта типа Dynamode C-Media 108 (7.1) может стать отличным выбором для получения качественного звука.

Плюсы модели – компактность, простоту использования, прочный корпус и минимальная стоимость (около 300 руб.), а среди минусов – сравнительно небольшая функциональность. Такую звуковую карту стоит купить для ноутбука, у которого сломалась встроенная карта для воспроизведения звука. С её помощью вполне можно подключить аудиосистему 7.1 – звучание будет лучше, чем при включении в обычный разъём, но не таким качественным, как при использовании более функциональных моделей.

Карта для портативного домашнего кинотеатра

Преимущества внешнего звукового адаптера ASUS Xonar U7 заключаются в следующих характеристиках:

  • наличие, кроме обычных разъёмов типа мини-джек для наушников и микрофона, ещё и восьмиканального аналогового выхода, улучшающего звук для аудиосистемы домашних кинотеатров;
  • полное соответствие всем параметрам для хорошей звуковой карты – звук 24 бит/192 кГц и отношение сигнал/шум на уровне 114 дБ, диапазон сопротивления до 150 Ом;
  • простота подключения и настройки.

Стоимость этой карты, которую можно назвать неплохим вариантом для любителей просмотра фильмов с хорошим качеством, не превышает 3000 рублей.

Игровая карта

Любители поиграть в игры, где качество звука настолько же важно, как и параметры видео, оценят возможности модели Bahamut.

Эта внешняя карта от компании Thermaltake работает и с Windows, и с MacOS, отличается привлекательным внешним видом и наличием на корпусе кнопок для включения и выключения подключаемых устройств (наушников, микрофона, колонок).

При подключении карты обязательно установить драйвера (идут в комплекте), а в процессе использования – своевременно их обновлять. Стоимость модели находится в среднем диапазоне – от 2500 до 3000 рублей.

Универсальный вариант

Неплохой вариант внешней звуковой карты со средней стоимостью представляет собой модель Creative Sound Blaster Play 2.

Несмотря на небольшие размеры, это устройство обеспечивает объёмный звук и позволяет практически без помех записывать аудио. Технология SBX Pro Studio даёт заметное усиление громкости по сравнению со встроенной картой и создаёт эффект 3D-звучания при использовании аудиосистем любого типа – от наушников до 7.1.

Среди других преимуществ карты – удобное управление через соответствующее приложение. При этом, на корпусе самого устройства нет никаких кнопок для управления звуком. Правда, отсутствие внешнего управления обеспечивает компактность, позволяя легко переносить Sound Blaster Play 2 с места на место. Стоимость гаджета в интернет-магазинах не превышает 2500 руб., однако можно найти варианты и за 1600 руб.

Карта для музыканта

Модель FOCUSRITE SCARLETT SOLO STUDIO 2ND GEN может стать отличным выбором для людей, связанных с музыкой и звукозаписью. Тем более что её небольшие размеры обеспечивают высокую степень мобильности, позволяя перемещать устройство вместе с ноутбуком или перевозить его в транспорте.

Устройство отличается:

  • высоким качеством воспроизведения и записи;
  • компактным и прочным металлическим корпусом;
  • стильным внешним видом;
  • совместимость с ноутбуками, работающими под управлением разных ОС;
  • возможностью одновременной записи с гитары и микрофона;
  • общим регулятором громкости для всех выходов (наушников и колонок);
  • комплектацией всеми необходимыми для записи устройствами – конденсаторным микрофоном, студийными наушниками и соединительными кабелями.

Кроме этой модели, существует немало других интересных вариантов для записи и воспроизведения звука. Однако по соотношению стоимости и возможностей этот можно назвать одним из лучших и доступных по цене. Купить его в сети можно примерно за 20–22 тыс. руб.

Запуск и отключение карты

Для подключения внешней карты не потребуется много времени. Достаточно просто соединить устройство с ноутбуком (с помощью кабеля или просто вставить в USB-вход). Далее необходимо подождать определения ноутбуком внешней карты и автоматической установки драйверов, и только потом подключать к ней наушники, микрофон или колонки. Если система не находит нужное программное обеспечение в своей базе или устройство требует использования только своих программ, их устанавливают с диска или с официального сайта производителя.

Совет: для воспроизведения качественного звука желательно, чтобы разъём поддерживал технологию USB 3.0. И, если ваше устройство имеет два варианта USB-входов (2.0 и 3.0), следует выбрать для подключения карты именно второй.

Возможные проблемы

При установке внешней звуковой карты на ноутбук могут возникнуть следующие неполадки:

  1. Ноутбук «не видит» устройство;
  2. Карта установлена, но звук не воспроизводится.

Решить первую проблему поможет переустановка в следующий USB-разъём (если карта будет работать, значит, причина неисправности – неработающий вход) или подключение к другому компьютеру. Если это не помогло вернуть работоспособность карты, стоит переустановить её драйвера (скачав из сети или диска, идущего в комплекте с оборудованием). Последний способ позволяет справиться и со второй проблемой. Невозможность запуска внешней звуковой карты может свидетельствовать о её неисправности или заводском браке.

Всякому человеку для работы нужен инструмент. Так уж получилось, что разумным человек начал называться именно с момента применения инструмента для какого-либо вида деятельности (формулировка хромает, но в целом это так). Собственно, любой музыкант, будучи человеком разумным, должен уметь хотя бы в какой-нибудь степени владеть музыкальным инструментом. Однако в рамках данной статьи речь пойдёт не о музыкальном инструменте в привычном понимании (гитара, фортепиано, треугольник…), а об инструменте, который в дальнейшем необходим для обработки звукового сигнала. Речь пойдёт об звуковом интерфейсе.

Теоретическая основа

Оговоримся сразу, звуковой интерфейс, аудио интерфейс, звуковая карта – в рамках изложения являются контекстуальными синонимами. В общем, звуковая карта – это некое подмножество звукового интерфейса. С точки зрения системного анализа, интерфейс – это нечто , предназначенное для взаимодействия двух и более систем. В нашем случае, системы могут быть примерно такими:

  1. звукозаписывающее устройство (микрофон) – система обработки (компьютер);
  2. система обработки (компьютер) – звуковоспроизводящее устройство (колонки, наушники);
  3. гибриды 1 и 2.

Формально, всё что необходимо простому человеку от звукового интерфейса – это снять данные с устройства записи и отдать их компьютеру или наоборот, забрать данные из компьютера, отправив их на устройство воспроизведения. Во время прохождения сигнала через звуковой интерфейс производится специальное преобразование сигнала для того, чтобы принимающая сторона смогла в дальнейшем этот сигнал обработать. Устройство воспроизведения (конечное) так или иначе воспроизводит аналоговый или синусовый сигнал, который выражается в виде звуковой или упругой волны. Современный компьютер работает с цифровой информацией, то есть информацией, которая закодирована в виде последовательности нулей и единиц (говоря более точным языком, в виде сигналов дискретных полос аналоговых уровней). Таким образом, на звуковой интерфейс накладывается обязательство по преобразованию аналогового сигнала в цифровой и/или наоборот, что собственно и является ядром звукового интерфейса: цифро-аналоговый и аналогово-цифровой преобразователь (ЦАП и АЦП или DAC и ADC соответственно), а также обвязка в виде аппаратного кодека, всевозможных фильтров и пр.
Современные ПК, ноутбуки, планшеты, смартфоны и пр., как правило, уже имеют встроенную звуковую карту, что позволяет записывать и воспроизводить звуки, при наличии устройств записи и воспроизведения.

Тут-то и возникает один из самых часто задаваемых вопросов:

можно ли использовать встроенную звуковую карту для звукозаписи и/или обработки звука?

Ответ на этот вопрос весьма неоднозначен.

Как работает звуковая карта

Разберемся, что же происходит с сигналом, который проходит через звуковую карту. Для начала, попробуем понять, как же цифровой сигнал преобразуется в аналоговый. Как сказано ранее, для подобного рода преобразования используется ЦАП. Не будем вдаваться в дебри аппаратной начинки, рассматривая различные технологии и элементную базу, просто обозначим «на пальцах», что же происходит в «железе».

Итак, у нас имеется некая цифровая последовательность, которая представляет собой звуковой сигнал для вывода на устройство.

111111000011001 001100101010100 1111110011001010 00000110100001 011101100110110001

0000000100011 00010101111100101 00010010110011101 1111111101110011 11001110010010

Здесь цветами помечены закодированные маленькие кусочки звука. Одна секунда звука может быть закодирована различным количеством таких кусочков, число этих кусочков определяется частотой дискретизации, то есть, если частота дискретизации составляет 44.1 кГц – то одна секунда звука будет разделена на 44100 таких кусочков. Количество нулей и единиц в одном кусочке определяется глубиной дискретизации или квантованием, или, попросту, разрядностью.

Теперь, чтобы представить, как работает ЦАП, вспомним школьный курс геометрии. Представим, что время – это ось X, уровень – это Y. На оси Х отмечаем количество отрезков, которое будет соответствовать частоте дискретизации, на оси У – 2 n отрезков которое будет обозначать количество уровней дискретизации, после чего, постепенно отмечаем точки, которым будут соответствовать конкретные звуковые уровни.

Стоит отметить, что реально, кодирование по указанному выше принципу будет иметь вид ломаной (оранжевый график), однако во время преобразования применяется т.н. аппроксимация к синусоиде, или попросту приближение сигнала к виду синусоиды, что приведет к сглаживанию уровней (голубой график).

Примерно так будет выглядеть аналоговый сигнал, который получается в результате декодирования цифрового. Стоит отметить, что аналогово-цифровое преобразование производится с точностью до наоборот: каждые 1/частота_дискретизации секунд снимается уровень сигнала и кодируется исходя их глубины дискретизации.

Итак, как работают ЦАП и АЦП разобрались (более-менее), теперь стоит рассмотреть какие параметры влияют на конечный сигнал.

Основные параметры звуковой карты

В ходе рассмотрения работы преобразователей мы познакомились с двумя основными параметрами, это частота и глубина дискретизации, рассмотрим их подробнее.
Частота дискретизации – это, грубо, количество временных отрезков на которые делится 1 секунда звука. Почему же для звукачей так важно иметь звуковую карту, которая способна работать на частоте выше чем 40 кГц. Это связано с т.н. теоремой Котельникова (да-да, опять математика).Если тривиально, то, согласно этой теореме, при идеальных условиях, аналоговый сигнал может быть восстановлен из дискретного (цифрового) сколь угодно точно, если частота дискретизации больше чем 2 частотных диапазона этого самого аналогового сигнала. То есть, если мы работаем со звуком, который слышит человек (~20 Гц – 20кГц) то частота дискретизации будет (20 000 – 20)х2 ~ 40 000 Гц, отсюда и де-факто стандарт 44.1 кГц, это частота дискретизации чтобы наиболее точно закодировать сигнал плюс еще чуть-чуть (это, конечно же, утрированно, поскольку этот стандарт задан компанией Sony и причины гораздо более прозаичны). Однако, как было сказано ранее, это в идеальных условиях. Под идеальными условиями понимается следующее: сигнал должен быть бесконечно протяжённым по времени и не иметь сингулярностей в виде нуля спектральной мощности или пиковых всплесков большой амплитуды. Само собой разумеется, что типичный звуковой аналоговый сигнал не подходит под идеальные условия, ввиду того, что этот сигнал конечен по времени и имеет всплески и уходы в «ноль» (грубо говоря, имеет временные разрывы).


Глубина дискретизации или разрядность
– это количество степеней числа 2 определяющее на сколько интервалов будет делиться амплитуда сигнала. Человек, ввиду несовершенства своего звукового аппарата, как правило, ощущает комфорт в восприятии при разрядности сигнала не менее 10 бит, то есть 1024 уровней, дальнейшее увеличение разрядности человек вряд ли как-то ощутит, чего нельзя сказать о технике.

Как видно из вышесказанного, при преобразовании сигнала звуковая карта идёт на определённые «уступки».

Всё это приводит к тому, что результирующий сигнал не будет в точности повторять исходный.

Проблемы при выборе звуковой карты

Итак, инженер по звуку или музыкант (выберите своё) купил компьютер с новенькой ОС, крутым процессором, большим объёмом оперативной памяти со встроенной в материнскую плату звуковой картой которая распиарена производителем, имеет выходы для обеспечения 5.1 звуковой системы, ЦАП-АЦП имеет частоту дискретизации 48 кГц (это уже не 44.1 кГц!), 24 битную разрядность и прочее-прочее… На радостях инженер устанавливает ПО для звукозаписи и обнаруживает, что данная звуковая карта не может одновременно «снимать» звук, накладывать эффекты и тут же мгновенно воспроизводить. Звук пусть и получается весьма качественным, однако между моментом, когда инструмент воспроизведет ноту, компьютер обработает сигнал и воспроизведет пройдет определенное время или, говоря по-простому возникает лаг. Странно, ведь консультант из эльдорадо так хвалил этот компьютер, распинался про звуковую карточку и вообще… а тут… эх. С горя, инженер, идёт обратно в магазин, отдаёт купленный компьютер, доплачивает еще баснословную сумму, чтобы взамен возвращённого купить компьютер с ещё более мощным процессором, бо́льшим объёмом оперативной памяти, звуковой карточкой на 96 (!!!) кГц и 24 бит и… в итоге то же самое.

На самом деле, типовые компьютеры с типовыми встроенными звуковыми картами и стоковыми драйверами к ним, изначально не предназначены для того, чтобы в режиме, приближённом к реальному времени обрабатывать звук и воспроизводить его, то есть не предназначены для VST-RTAS обработки. Дело тут нисколько не в «базовой» начинке в виде процессор-оперативная память-жёсткий диск, каждый из этих компонентов способен на такой режим работы, проблема в том, что данная звуковая карта, порой, просто не «умеет» работать в режиме реального времени.
При работе любого компьютерного устройства ввиду разности в скоростях работы возникают т.н. задержки. Это выражается в ожидании процессором набора данных, которые необходимы для обработки. Помимо этого, при разработке как операционной системы, так и драйверов, а также прикладного ПО, программисты прибегают к т.н. созданию т.н. программных абстракций, это когда каждый вышестоящий слой программного кода «скрывает» всю сложность нижестоящего уровня, предоставляя на своём уровне лишь простейшие интерфейсы. Иногда таких уровней абстракций набирается десятки тысяч. Такой подход упрощает процесс разработки, но увеличивает время прохождения данных от источника к получателю и наоборот.

На самом деле, лаги могут возникать не только у встроенных звуковых карт, но и тех, которые подключаются через USB, WireFire (земля ему пухом), PCI и пр.

Чтобы избежать подобного рода лагов, разработчики используют обходные пути, которые позволяют избавиться от ненужных абстракций и программных преобразований. Одним из таких решений является всеми любимый ASIO для ОС Widows, JACK (не путать с разъёмом) – для Linux, CoreAudio и AudioUnit – для OSX. Стоит отметить, что у OSX и Linux всё отлично и без «костылей» как у Windows. Тем не менее, не каждое устройство способно работать с необходимой скоростью и требуемой точностью.
Допустим, что наш инженер/музыкант относится к разряду Кулибиных и смог настроить JACK/CoreAudio или заставить работать свою звуковую карту с ASIO-драйвером фирмы «народный промысел».

В лучшем случае, таким образом наш мастер уменьшил лаг с пол секунды до почти приемлемых 100 мсек. Проблема последних миллисекунд кроется ко всему прочему и во внутренней передаче сигнала. При прохождении сигнала от источника через интерфейс USB или PCI к центральному процессору, сигнал курирует южный мост, который собственно и занимается тем, что работает с большей частью периферии и непосредственно подчиняется центральному процессору. Тем не менее, центральный процессор – персонаж важный и занятой, поэтому у него не всегда найдётся время вот-прямо-сейчас обрабатывать звук, поэтому нашему мастеру придётся или смириться с тем, что эти 100 мсек могут «скакать» на ± 50 мсек если не больше. Решением данной проблемы может быть покупка звуковой карты с собственной микросхемой для обработки данных или DSP (Digital Signal Processor).

Как правило, большая часть всех «внешних» звуковых карт (т.н. игровых звуковых карт) имеет подобного рода сопроцессор, однако он весьма негибок для работы и предназначен по сути для «улучшайзинга» воспроизводимого звука. Звуковые карты, которые изначально предназначены для обработки звука имеют более адекватный сопроцессор, или, в граничном варианте, такой сопроцессор продаётся отдельно. Преимуществом использования сопроцессора является тот факт, что в случае его применения, специальное программное обеспечение будет обрабатывать сигнал, практически не используя центральный процессор. Недостатком такого подхода может служить цена, а также «заточка» оборудования для работы со специальным программным обеспечением.

Отдельно, хотелось бы отметить интерфейс сопряжения звуковой карты и компьютера. Требования тут достаточно приемлемые: для достаточно высокой скорости обработки будет достаточно таких интерфейсов как USB 2.0, PCI. Звуковой сигнал на самом деле не является сколь-либо большим объёмом данных, как, например, видеосигнал, поэтому требования минимальные. Однако добавлю ложку дёгтя: протокол USB не гарантирует 100% доставку информации от отправителя получателю.
С первой проблемой определились – большие задержки при использовании стандартных драйверов или большая цена за использование звуковой карты с адекватной задержкой.
Ранее мы определились, что добиться идеальной передачи аналогового сигнала не такая уж и простая задача. В добавок к этому, стоит упомянуть шумы и погрешности, которые возникают в процессе снятия/преобразования/передачи сигнала как данных, поскольку, если вспомнить физику, любой измерительный прибор обладает своей погрешностью, а любой алгоритм своей точностью.

Данная шутка очень показательна ввиду того, что на работу звуковой карты также влияет излучение расположенной рядом аппаратуры, вплоть до ультразвука, издаваемого центральным процессором во время работы. Ко всему прочему стоит добавить искажения в характеристику записываемого/воспроизводимого сигнала которые зависят от конечного устройства (микрофона, звукоснимателя, динамиков, наушников и пр.). Зачастую для маркетинга производители различных звуковых устройств сознательно увеличивают возможную частоту снимаемого/воспроизводимого сигнала, от чего у человека, который учил биологию и физику в школе возникает вполне осознанный вопрос «а зачем, если человек не слышит вне диапазона 20-20кГц?». Как говорится, в каждой правде есть доля правды. Действительно, очень многие производители лишь на бумаге обозначают более качественные характеристики у своего оборудования. Тем не менее, если всё-же производитель действительно сделал устройство, которое способно снять/воспроизвести сигнал в чуть большем диапазоне частот, о покупке данного оборудования стоит хоть ненадолго, но задуматься.
Дело вот в чем. Все прекрасно помнят, что такое АЧХ, красивые графики с неровностями и прочим. При снятии звука (рассмотрим только этот вариант), микрофон соответствующим образом его искажает, что характеризуется неровностями его АЧ-характеристики в пределах того диапазона, который он «слышит».

Таким образом, имея микрофон, который способен снять сигнал в стандартных пределах (20-20к) мы получим искажения лишь на этом диапазоне. Как правило, искажения подчиняются нормальному распределению (вспоминаем теорию вероятностей), с небольшими вкраплениями случайных погрешностей. Что будет, если мы при прочих равных условиях расширим диапазон снимаемого сигнала? Если следовать логике – то «шапка» (график плотности вероятности) растянется в сторону увеличения диапазона, тем самым сместив искажения за пределы интересующего нас слышимого диапазона.

На практике, всё зависит от разработчика оборудования и следует очень тщательно это проверять. Тем не менее, факт остаётся фактом.

Если вернуться к нашему железу, то, к сожалению, не всё так радужно. Аналогично заявлениям разработчиков микрофонов и динамиков, производитель звуковых карт также часто привирают относительно режимов работы своих устройств. Иногда для конкретной звуковой карты можно видеть, что она работает в режиме 96к/24бит, хотя на деле это всё те же 48к/16бит. Тут дело может обстоять в том, что в пределах драйвера звук действительно может быть закодирован с указанными параметрами, хотя реально звуковая карта (ЦАП-АЦП) не могут выдать необходимые характеристики и просто отбрасывают старшие разряды у глубины дискретизации и пропуская часть частот у частоты дискретизации. Этим в своё время очень часто грешили простейшие встроенные звуковые карты. И хотя, как мы выяснили для человеческого слуха вполне достаточно таких параметров как 40к/10бит, для обработки звука этого будет маловато из-за вносимых искажений в процессе обработки звука. То есть, если инженер или музыкант снял звук при помощи среднего микрофона или звуковой карты, то в дальнейшем с использованием даже лучших программ и железа будет очень проблематично вычистить весь шум и погрешности, которые были внесены на этапе записи. К счастью производители полупрофессионального или профессионального звукового оборудования подобным не грешат.

Последняя проблема заключается в том, что встроенные звуковые карты попросту не имеют достаточного числа необходимых разъёмов для подключения необходимых устройств. По факту, даже джентельменский набор в виде наушников, и пары мониторов будет попросту некуда подключить, а уж о таких изысках как выходы с фантомным питанием и отдельными регуляторами для каждого из каналов и вовсе придётся забыть.

Итого : первое что нужно определить для дальнейшего выбора типа звуковой карты – это то, чем мастер будет заниматься. Вполне вероятно, что для черновой обработки, когда нет нужды записывать в высоком качестве или для имитации «ушей» конечного слушателя может быть достаточно встроенной или внешней, но относительно дешевой звуковой карты. Также это может пригодиться для начинающих музыкантов, если им не лень разбираться с уменьшением задержек при real-time обработке. Для мастеров, которые занимаются исключительно офлайн обработкой, следует не заморачиваться в уменьшении задержек и акцентировать внимание на устройства, которые будут реально выдавать положенные им герцы и биты. Для этого не обязательно покупать сверх дорогую звуковую карту, в самом дешевом варианте может подойти более-менее адекватная «игровая» звуковая. НО, акцентирую внимание на том, что драйвера для таких звуковых карт пытаются улучшить звучание определенным образом, что недопустимо, поскольку для обработки необходимо получить звук как можно более чистый и сбалансированный с минимальным вкраплением драйверного «улучшайзинга».

Однако, если Вам, как мастеру, необходимо устройство, которое будет отвечать требованиям по качеству записываемого-воспроизводимого сигнала, а также по скорости обработки этого сигнала – тут придётся или доплатить, получив аппарат надлежащего качества или выбрать 2 чем можно пожертвовать: высокое качество, низкая цена, высокая скорость.

Прим. Ред.: Если вы музыкант, и не хотите разбираться во всех сложностях современной обработки — заказывайте сведение и мастеринг в нашей студии, и мы сделаем все необходимое, чтобы Вы получили качественный материал! ->

Лет пятнадцать назад приобретение звуковой карты было обязательным, если вы хотели слышать звук, воспроизводимый компьютером. Без нее подключать колонки было некуда. Сегодня на системных платах “все включено”, и звук интегрированный, а входы и выходы вынесены на заднюю и переднюю панели системного блока. Думаете, теперь эти устройства с витрин исчезли, ибо зачем нужна звуковая карта, когда есть встроенная? Ошибаетесь: спрос по-прежнему есть, только перешел он в сегмент не массовый.

Звуковые карты могут быть внешними и внутренними, профессиональными и любительскими, предназначенными для записи звука или воспроизведения с разными аудиоэффектами. Интегрированные звуковые микросхемы не способны реализовать возможности современного медиа, будь то фильм, игра или музыка. Даже на дорогих системных платах звук в многоканальном варианте оставляет желать лучшего, а бюджетные решения призваны просто звучать. Отвечает за качество обработки звука аудиопроцессор.

Внутренние звуковые карты — платы расширения, подключающиеся в разъем PCI или PCI-E и выводящие звуковые входы и выходы на заднюю панель системного блока. Иногда внутренние карты могут быть снабжены внешним модулем — корпусом с системой управления настройками. Внешние же решения — устройства, подключаемые к USB-портам и выполняющие те же функции, что и остальные звуковые карты: передача аудиосигнала на колонки, сабвуферы, прием сигнала с микрофона или внешнего источника и преобразование его из аналогового в цифровой.

Как правило, потребность во внешней звуковой карте ощущается, если:

  • вы профессионально занимаетесь обработкой звука;
  • ваша интегрированная звуковая карта не поддерживает подключение нескольких колонок и сабвуфера;
  • вы хотите ощутить эффект “звук вокруг”;
  • вы записываете многоканальный звук с нескольких источников (микрофон, электрогитара, синтезатор).

Внешние звуковые карты, подключаемые через USB, часто позволяют всего лишь увеличить количество акустических систем, подключаемых к компьютеру. Качество звука высоким не будет, хотя трудно ожидать чего-то большего от устройств стоимостью в пять долларов. Дорогие модели от признанных лидеров в производстве аудиотехники по качеству не уступят внутренним с такими же частотами дискретизации и разрядностью. Тогда зачем нужна внешняя звуковая карта? Во-первых, она обеспечивает мобильность и позволит превратить любой компьютер или ноутбук в аудиоцентр с хорошим звуком. Во-вторых, внешние карты не подвержены влиянию электромагнитных полей внутри компьютера, которые создают помехи. Однако профессиональные решения включают в себя внутреннюю карту и дополнительный блок управления и обработки звука, выносимый за корпус ПК.

Домашний компьютер как персональный центр развлечений, конечно не может обойтись без звука. Когда-то очень давно единственным звуком, который издавал компьютер, был назойливый писк, производимый крохотным динамиком внутри корпуса компьютера. Прошло время, этот динамик по-прежнему есть в каждом системном блоке, но теперь его предназначение совсем другое - по его сигналам можно выяснить, какие именно неисправности связаны с компьютером. А вот прослушивание музыки, просмотр фильмов, грохот космической войны в компьютерной игре - для всего это­го понадобится аудиокарта («»).

Аналогично видеокарте звуковая карта может быть как внешней, продаваемой отдельно, так и внутренней, когда на системной плате размещается специаль­ная микросхема, выполняющая все функции аудиокарты. Фактически в на­стоящее время очень сложно найти системную плату, в которой отсутствует эта аудиомикросхема. Вернемся к рис. 1.7. Все эти аудиоразъемы, расположен­ные на задней панели корпуса компьютера, означают, что в системную плату встроена соответствующая аудиомикросхема. При этом микросхема выполня­ет лишь часть функций по обработке и передаче звука, а другая их часть воз­лагается на центральный процессор или набор микросхем. Самая популярная архитектура встроенной аудиосистемы называется АС’97 . Если вам встретится это название, будьте уверены - речь идет о встроенной в системную плату ау-диомикросхеме, благодаря которой вам, в принципе, не понадобится приобре­тать отдельную звуковая карта. Однако не все так просто.

Зачем нужна внешняя звуковая карта?

Действительно, если в системной плате уже есть аудиомикросхема , зачем может понадобиться приобретать какую-то внешнюю, да еще и наверняка дорогую, карту? Ответ здесь так же прост, как и при выборе встроенной или отдельной видеокарты - качество и скорость. Качество звука , выдаваемого встроенными аудиомикросхемами , очень посредственное. Нет, они позволяют слушать музыку, играть в игры, подключать внешние колонки и любые наушники или микрофоны, но любители действительно чистого и глубокого звука будут крайне недовольны. Их возмутят и шумы в наушниках (поскольку аудиомикросхема расположена на системной плате, она очень чутко реагирует на все происходящие в ней процессы), и «плоский», неинтересный звук, которому не поможет никакой эквалайзер.

Если вы действительно поклонник качественного звука и хотите исполь­зовать с компьютером дорогие наушники или аудиосистему, без внешней аудиокарты вам не обойтись. Внешняя аудиокарта содержит собственный процессор, который не только освобождает центральный процессор ком­пьютера от задач, связанных с обработкой звука, но и обеспечивает дей­ствительно качественное звучание, поддержку многоканального звука (если вы захотите подключить, к примеру, 5 колонок и низкочастотный ди­намик ), трехмерных звуковых эффектов, различных разъемов, в том числе оптических, и т.д. Чтобы отличить качество звучания встроенной аудио-микросхемы от внешней аудиокарты, не нужно быть Моцартом, настолько это будет очевидным. Однако, чтобы насладиться всеми преимуществами аудиокарты, вам понадобится, во-первых, качественный аудиоматериал , а также достойные наушники или аудиосистема, иначе на, к примеру, про­стых пластиковых наушниках вы никакой разницы не ощутите.

Фактически монополистом на рынке звуковых карт является компания Creative и ее аудиоадаптеры Sound Blaster , что не удивительно, ведь именно благодаря Creative когда-то качественный звук появился в доселе «немом» компьютере. При этом Sound Blaster является общим, исторически сложив­шимся названием аудиокарт от Creative, в то время как реальные модели называются Audigy или X-Fi.

Звуковые карты серии Audigy 4 и Audigy 6 в настоящий момент несколько устарели, однако по-прежнему обеспечивают великолепное качество звуча­ния. В свою очередь, звуковые карты Creative X-Fi (и их различные разновид­ности, такие как X-Fi Platinum или X-Fi ExtremeMusic, о различиях между которыми мы поговорим в главе 5) представляют собой одни из самых вы­сококачественных аудиокарт на данный момент. Некоторые аудиокарты кроме собственного процессора содержат и собственную оперативную па­мять, которая может пригодиться в различных компьютерных играх, под­держивающих эту функцию.

Для работы как видео, так и аудио карты требуется - специальная программа, благодаря которой операционная система выясняет, как именно она может взаимодействовать с тем или иным устройством.

Привет, друзья! Сегодня мы с вами поразмышляем, нужна ли звуковая карта при сборке компьютера. Имеется в виду дискретное устройство, покупка которого может вылиться в приличную сумму.

О недостатках интегрированных звуковых карт

Многие пользователи, при сборке ПК даже не задумываются от том, что может потребоваться дискретная звуковуха. Еще бы: это устройство почти всегда интегрировано в материнскую плату, а переплачивать непонятно за что никому не охота, не так ли?

К сожалению, такое «условно-бесплатное» решение не всегда удовлетворит запросы пользователя. Почему так происходит? Звуковухи, встроенные в материнку для ПК или ноутбука, имеют ряд недостатков, о которых следует знать.

Во-первых , чтобы удешевить девайс, инженеры стараются сделать его максимально простым. Не всегда удается достигнуть баланса между ценой и качеством, как и в случае с любыми комплектующими. Главная особенность интегрированных звуковых плат в том, что они лишены собственного процессора, а задача по обработке звука ложится на ЦП.

Сюда относится микширование каналов, коммутация и обработка звукового потока, которые также часто обрабатываются программно, с помощью звукового драйвера. Естественно, софт всегда уступает «камню».

Из аппаратных компонентов оставлены ЦАП и АПЦ, операционные усилители с обвязкой и контроллер для обмена данными с южным мостом. Недостатки такого решения очевидны: увеличивается нагрузка на центральный процессор.

Несмотря на то, что «камень» с легкостью справляется с большинством потоковых задач, возможны ситуации его полной нагрузки.

Особенно это актуально для игр: детализация 3D объектов может «сожрать» все ресурсы компа, вследствие чего наблюдается рассинхронизация видеоряда и сопровождающего звука, кратковременное отсутствие звука или «заикания».
Это часто происходит, если, на не самом мощном компьютере параллельно запустить требовательную к ресурсам игру и аудиоплеер.

Во-вторых , у внутренних звуковух почти всегда аналоговая часть звукового тракта имеет весьма посредственные характеристики, что обусловлено использованием дешевых компонентов. Все эти элементы смонтированы прямо на плате, а значит никак не защищены от наводки высокочастотных помех, непременно возникающих при работе компьютера.

Третий недостаток , не столь явный – ограниченность звуковухи, в плане подключения внешних устройств. Чаще всего, такая карта имеет всего три слота: линейный и микрофонный входы, а также стереовыход для наушников или колонок.

Кроме того, «заточены» они для подключения бюджетных устройств, которыми чаще всего пользуется большинство юзеров.

Если говорить о наушниках, то в фокусе – маломощные модели с импедансом до 32 Ом. Высокоомным наушникам (от 100 и выше) уже не хватит мощности звуковой карты, поэтому звук будет очень тихим и возможны искажения амплитудно-частотной характеристики.

Микрофонный же усилитель такой платы рассчитан на использование мультимедийных микрофонов и гарнитур. Реализовать весь потенциал, даже полупрофессионального динамического микрофона, увы, не получится.

Однако это совсем не значит, что встроенные звуковые карты никуда не годятся: с целевыми задачами они отлично справляются. Для воспроизведения потокового радио, просмотра фильма, организации конференции или видео звонка, использования голосового чата в многопользовательских играх, их параметров обычно достаточно.

Если же перед компом стоят особые задачи, понадобится уже внешняя плата.

Что важно учитывать перед покупкой устройства

Применения более совершенной системы, требуют все задачи, так или иначе связанные с полупрофессиональной обработкой звука – сочинение и запись музыки, вокал, многодорожечная звукозапись, монтаж, оцифровка записей с аналоговых носителей. Большинство этих задач требует наличие на компьютере драйверов ASIO.
Для записи вокала или музыкального инструмента, требуется наличие усилителя, который не всегда есть во встроенной звуковой карте. Речь идет именно о вокале: голосовое сообщение или подкаст с нормальной громкостью голоса, можно записать на любую звуковуху.

Также при отсутствии усилителя, оцифрованные записи обычно отличаются отвратительным качеством, хотя в этом случае много зависит и от источника. Также следует учитывать, что интерфейсом MIDI, необходимого для подключения многих инструментов, встроенные звуковые карты почти никогда не оборудованы.

Отдельно хочу упомянуть стримеров и летсплейщиков, которые специализируются на играх. В первом случае нагрузка на компьютер возрастает: кроме того, что запущена сама игра, видеоряд и звук нужно транслировать на специализированный ресурс. Причем в хорошем качестве, так как их аудитория весьма требовательна в этом плане.

При записи игрового процесса и дальнейшей обработке с целью публикации на видеохостинге, может подстерегать еще один неприятный сюрприз: игра работала без лагов, а вот, например, BandiCam или Fraps, записали процесс с «заиканиями».

Пляски с бубном и ковыряние в настройках видеограббера и самой игры, обычно бесполезны: причина в недостаточной мощности звуковой платы, которая уже не вытягивает запись звука без задержек.

Но даже если вы не стример и не летсплейщик, а просто хотите собрать мощный игровой комп, наличие хорошей дискретной звуковой карты лишним не будет.

Также заслуживают внимания господа меломаны и прочие аудиофилы с дорогими качественными стереосистемами. Чтобы звук был достойным, и звуковуха потребуется соответствующая. Увы, качество звука – понятие субъективное и не поддается измерению .

При этом следует учитывать многие другие факторы: размеры помещения, его форму, расположение стереосистемы и прочее, а также шум, издаваемый самим компьютером. Не исключено, что в этом случае уже придется позаботиться в том числе и о его снижении.

Мнение автора

Сегодня рынок звуковых карт подвергся четкому разделению на устройства, направленные на профессиональное использование при звукозаписи и создании музыки и мультимедийные звуковухи, используемые в том числе и в игровых ПК.

При выборе следует учитывать особенности устройства: наличие портов для USB микрофона, для наушников 7.1, выходную мощность, если есть ресивер и многое другое. Но даже купив, сравнительно недорогое устройство стоимостью от 1 000 рублей, при апгрейде компа, разницу вы уже можете почувствовать.

Если вы солидарны со мной в этом вопросе и намереваетесь приобрести звуковую карту, советую ознакомиться с публикацией о ее . Также полезными могут оказаться статьи и о том, в компьютере.

По поводу где лучше совершить покупку? Необходимые комплектующие вы можете найти в этом популярном интернет магазине . Кстати, рекомендую лично. Спасибо за внимание, друзья, и до следующих встреч. Буду признателен всем, кто поделится этой публикацией в социальных сетях.