Компьютеры Windows Интернет

ПР16 Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Нестандартные решения в Excel для повседневных задач финансиста Для наглядного представления данных журнала продаж служит

2. Статистические графики.

Результаты сводки и группировки материалов статистического наблюдения, как правило, излагаются в форме таблиц. Таблица является наиболее рациональной, наглядной и компактной формой представления статистического материала. Значение таблиц определяется тем, что они позволяют изолированные статистические данные рассматривать совместно, достаточно полно и точно охватывая сложную природу явлений. Однако не всякая таблица является статистической. Таблица умножения, опросный лист социологического обследования могут носить табличную форму, но не являться статистическими таблицами.

Статистическая таблица отличается от других табличных форм следующим:

    является итогом сводки первоначальной информации.

Таким образом, статистическая таблица – способ рационального изложения и обобщения данных о социально-экономических явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке.

Основные элементы статистической таблицы, представлены на рис.5.1., составляют её основу.

Название таблицы (общий заголовок)

Рис. 4.1. Остов (основа) статистической таблицы.

Табличная форма представления числовой информации – это такая, при которой число располагается на пересечении четко сформулированного заголовка по вертикальному столбцу, называемого графой , и сформулированного названия по соответствующей горизонтальной полосе – строке .

Статистическая таблица содержит три вида заголовков:

    общий – отражает содержание всей таблицы (к какому месту и времени она относится), располагается над её макетом по центру и является внешним заголовком.;

    верхние заголовки характеризуют содержание граф;

    боковые характеризуют содержание строк.

Остов таблицы, заполненный заголовками, образует её макет. Составление макетов таблиц - важное направление обработки статистических материалов. Для того чтобы получилась полная таблица, достаточно внести данные статистической сводки в пересечение каждой строки и графы. Схематично взаимодействие основных элементов статистической таблицы представлено на рис 4.2.

В случае необходимости таблицы могут сопровождаться примечанием, используемым с целью пояснения заголовков, методики расчета некоторых показателей, источников информации и т.д.

Статистическая таблица, подобно предложению в грамматике, имеет подлежащее и сказуемое. Подлежащее таблицы характеризует объект исследования, в нём дается перечень единиц совокупности либо групп исследуемого объекта по существенным признакам. Сказуемым таблицы являются цифровые данные, характеризующие подлежащее. Обычно подлежащее располагается слева в виде названий строк, сказуемое - сверху в виде названий граф.

Статистическая таблица

Полная статистическая таблица

заголовок

Цифровые статистические данные по графам и строкам

внутренний

Рис. 4.2. Основные составляющие элементы статистической таблицы.

В практике экономико-статистического анализа используются различные виды статистических таблиц, отличающихся различным строением подлежащего и сказуемого, структурой и соотношением признаков, формирующих их.

По построению подлежащего таблицы могут быть:

    простыми,

    групповыми,

    комбинационными.

Простой называется такая статистическая таблица, в подлежащем которой нет группировок. Простые таблицы бывают:

    монографические характеризуют не всю совокупность единиц, а только одну какую-либо группу из него, выделенную по определенному признаку (пример табл. 4.1 );

Важное место в современном статистическом анализе социально-экономических явлений и процессов занимает графический метод. Без графиков не обходится ни одно статистическое исследование - они позволяют с наименьшими временными затратами выявить закономерности в развитии явления и его структуру, а также наглядно представить взаимосвязи показателей. Графический образ часто более нагляден и понятен, чем многие страницы текста. Арсенал используемых в статистике графиков обширен. Более того, с появлением новых программных средств он непрерывно увеличивается: на замену плоскостным графикам приходят объемные, матричные, категоризованные графики и пиктографики.

График - это схематичное изображение статистической информации с помощью различных геометрических образов, которыми могут быть линии, точки, плоскостные либо объемные фигуры (круги, прямоугольники и т.д.), символы со многими элементами (звезды, лучи, многоугольники, "лица Чернова", "японские свечи", "ящики с усами" и т.д.).

Любой статистический график содержит графический образ и вспомогательные элементы. Под графическим образом понимают совокупность выбранных для изображения конкретной статистической информации линий, фигур, точек или символов, имеющих определенный формат изображения. Вспомогательные элементы графика - это, во-первых, поле графика ( пространство , на котором располагается геометрический образ, при этом длина и ширина поля графика , как правило, имеют между собой определенное соотношение), во-вторых, система координат и масштабные ориентиры (декартовы, полярные координаты , контурные линии или сетки с нанесенной на них масштабной шкалой), и, в-третьих, экспликация графика , которая представляет собой необходимый разъяснительный текст, прилагаемый к графику: его название, подписи масштабных шкал, смысловое содержание применяемых символов и знаков (легенда графика ).

Статистические графики можно классифицировать по следующим признакам:

  1. аналитическое предназначение;
  2. способ построения;
  3. символы геометрического образа.

По аналитическому предназначению различают графики сравнения, структуры, динамики, изображения вариационных рядов, графики взаимосвязи показателей.

По способу построения графики делятся на диаграммы и статистические карты.

Согласно используемым символам геометрического образа графики бывают точечные, линейные, фигурные (плоскостные или объемные) и пиктографики.

Для сравнения одноименных показателей, относящихся к различным временным периодам, объектам или территориям, применяют линейные графики и различные виды диаграмм: столбиковую, ленточную, фигурную; а также пиктографики.

У линейного графика по оси абсцисс отмечаются временные периоды, объекты или территории, а по оси ординат - соответствующие им значения рассматриваемого показателя. Например, по данным табл. 4.10 построим линейный график изменения удельного веса убыточных организаций за период 2002-2006 гг. для экономики в целом (рис. 4.1).

Таблица 4.10. Удельный вес убыточных организаций по отраслям экономики от общего числа организаций, % (данные условные)
Отрасль экономики Год
2002 2003 2004 2005 2006
Всего в экономике, в том числе: 53,2 40,8 39,8 37,9 43,5
промышленность 48,8 39,1 39,7 39,3 45,1
сельское хозяйство 84,4 52,7 50,7 46,3 55,6
строительство 40,6 37,7 37,2 35,4 38,6
транспорт 53,4 47,9 44,1 40,9 45,6
связь 44,3 28,4 26,1 25,4 35,1
торговля и общественное питание 45,3 32,7 31,4 27,7 31,2


Рис. 4.1.

Столбиковая диаграмма несет тот же аналитический смысл, что и линейный график . При ее построении на оси X располагаются элементы, подлежащие сравнению, которыми могут быть временные периоды, территории, либо объекты. Они находятся на одинаковом расстоянии друг от друга. Затем рисуются прямоугольники (столбики): сторона, являющаяся шириной, одинакова для всех сравниваемых элементов и располагается на оси X, высота прямоугольников откладывается по оси Y пропорционально значению сравниваемого показателя. Таким образом, ось Y должна иметь определенную масштабную шкалу, обязательно начинающуюся с нуля. Так, используя данные табл. 4.10, построим столбиковую диаграмму изменения удельного веса убыточных предприятий и организаций по всей экономике в целом (рис. 4.2).

Прямоугольники столбиковой диаграммы могут располагаться и вплотную друг к другу - расстояние между ними определяется произвольно, масштаб имеет лишь высота прямоугольников.


Рис. 4.2.

Столбиковые диаграммы могут одновременно демонстрировать изменение нескольких показателей. Для примера изобразим динамику удельного веса убыточных предприятий и организаций по отраслям экономики за несколько временных периодов (рис. 4.3).


Рис. 4.3.

Для четырех отраслей построим линейный график (рис. 4.4).


Рис. 4.4.

Ленточная (полосовая) диаграмма строится по тем же правилам, что и столбиковая, но прямоугольники, изображающие размеры показателя, располагаются не вертикально, а горизонтально. Данный вид диаграммы удобно применять в тех случаях, когда сравниваемые показатели могут принимать отрицательные значения. Например, магазин детской одежды "Сашенька" в течение года имел не только прибыль (+), но и нес убытки (рис. 4.5).


Рис. 4.5.

Для получения диаграмм сравнения могут использоваться и различные геометрические фигуры. Предположим, что количество заключенных договоров личного страхования, заключенных страховой компанией, составляло в 2003 г. 23 тыс., в 2004 г. - 64 тыс. Изобразим эти данные графически, для чего выберем в качестве фигурного знака квадрат. Чтобы найти стороны квадратов нужно извлечь квадратные корни из значений показателей: Выберем масштаб изображения, например, примем 1 см равным 3 тыс. Тогда сторона первого квадрата будет равна (4,8: 3) 1,6 см; второго (8: 3) 2,7 см. Итак, получим следующую диаграмму сравнения (рис. 4.6).


Рис. 4.6.

Вместо квадратов часто используются круги. Тогда изображаемые величины должны быть пропорциональны площади круга. Наглядность данного вида диаграмм тем больше, чем сильнее различаются между собой сравниваемые показатели. Действительно, если различия небольшие, то подобный график теряет свой смысл.

В динамических сравнениях, особенно если приводятся данные по месяцам года и в них присутствуют так называемые сезонные колебания, используются радиальные диаграммы. Для этого вычерчивается круг такого радиуса, чтобы при нанесении на него масштабной шкалы верхнее значение шкалы соответствовало наибольшему значению показателя. Затем весь круг делится на 12 частей (если мы рассматриваем помесячные данные) и проставляются номера либо названия месяцев около каждого радиуса. После этого на них откладываются в принятом масштабе значения показателей соответствующих месяцев, и полученные точки соединяются отрезками - образуется замкнутая ломаная линия. Пример построения радиальной диаграммы приведен на рис. 4.7.


Рис. 4.7.

Для изображения структуры явления используются прямоугольные или секторные диаграммы.

Продемонстрируем построение круговой секторной диаграммы на данных табл. 4.11.

Для того чтобы построить секторную диаграмму, необходимо определить величину углов секторов: 100% соответствует 360°, тогда 1% равен 3,6°. Пересчитаем наши данные:

  • жилища: 12,8 * 3,6 = 46°;
  • здания (кроме жилых) и сооружения: 41,9 * 3,6 = 151°;
  • машины, оборудование, транспортные средства: 38,9 * 3,6 = 140°;
  • прочие виды основных фондов: 6,4 * 3,6 = 23°.

Начертим круг произвольного радиуса и разделим его на четыре соответствующих сектора (рис. 4.8).


Рис. 4.8.

Изобразить графически структуру явления можно также с помощью ленточных (полосовых) диаграмм. В этом случае вычерчивается прямоугольник произвольной длины и ширины. Значение его длины принимается за 100%. Затем прямоугольник делится на части, соответствующие значениям долей тех компонент , из которых состоит явление. Так, по данным табл. 4.10 получим полосовую диаграмму, представленную на рис. 4.9.


Рис. 4.9.

Для одновременного изображения трех величин, одна из которых является произведением двух других, применяется особый график , называемый знаком Варзара. Поясним процедуру его построения на условном примере.

Знак Варзара имеет вид прямоугольника, длина и ширина которого соответствуют двум множителям произведения, а площадь - значению произведения, т.д. третьей величине. Так, в табл. 4.12 показатель "Капитализация" рассчитан как произведение рыночной стоимости акции на количество акций данного вида:

Основание прямоугольников примем за показатель количества, а высоту - за цену. Тогда площадь полученных прямоугольников будет изображать капитализацию. При построении знаков Варзара следует помнить, что основание и высота прямоугольников откладываются в своем масштабе независимо друг от друга (рис. 4.10).


Рис. 4.10.

Особое место в графическом анализе финансовой информации занимают биржевые статистические графики.

Для анализа данных фондовых, товарных и фьючерсных рынков чаще всего используют столбиковые биржевые графики (табл. 4.13).

Таблица 4.13. Котировки и объемы торгов акциями компании А в апреле 2006 г., дол.
Дата торгов Цена открытия Максимальная цена дня Минимальная цена дня Цена закрытия Объем торгов
26 14,3 14,9 14,3 14,7 102 548
27 14,7 15,2 14,6 14,9 112 054
28 14,9 15,5 14,5 15,3 136 250
29 15,3 16,1 14,9 15,1 108 914
30 15,1 15,8 14,7 15,6 103 145

По данным табл. 4.13 построим столбиковый биржевой график (рис. 4.11).

На столбиковом биржевом графике для каждого дня строится вертикальная черта (столбик): начало столбика соответствует значению минимальной в течение дня цены на акцию, вершина - максимальной цене, горизонтальная черта на столбике - цена в момент закрытия торгов.


Рис. 4.11.

Для одновременного изображения цен открытия и закрытия торгов, а также минимального и максимального значений цены служит график , часто называемый в литературе "ящики с усами". Для данных табл. 4.13 он выглядит так, как показано на рис. 4.12.


Рис. 4.12. "Ящики с усами"

Здесь, в отличие от графика , приведенного на рис. 4.11, у каждого столбика имеется еще и "ящик" (отсюда и название - "ящики с усами"). Основание белого "ящика" соответствует цене открытия торгов, высота - цене закрытия; черный цвет "ящика" означает, что цена закрытия была ниже цены открытия торгов - в этом случае на графике они меняются местами.

Столбиковый график можно дополнить диаграммами показателя объема торгов. Для данных табл. 4.13 получим графический образ, представленный на рис. 4.13.


Рис. 4.13.

Поскольку график дополняется диаграммами, показывающими объемы торгов, то он имеет две вертикальные масштабные шкалы: слева находится шкала для показателя объема торгов, справа - для котировок акций.

График "ящики с усами" также можно дополнить диаграммами показателя объема торгов (рис. 4.14).


Рис. 4.14. Биржевой график "ящики с усами" с диаграммой объемов торгов

В современных статистических пакетах прикладных программ для графического представления статистической информации предлагается особый вид графиков - пиктографики.

Пиктографики составляются для каждого наблюдения, они имеют вид графических объектов (определенных символов) со многими элементами. Значения показателей соответствуют свойствам или размерам элементов пиктографика. С изменением значений показателей при переходе от одной единицы наблюдения к другой внешний вид пиктограммы меняется. Таким образом возникает возможность визуально классифицировать наблюдения по однородным группам.

Предположим, что имеется совокупность 10 промышленных предприятий, характеризующихся следующими показателями (табл. 4.14).

Таблица 4.14. Экономические показатели деятельности промышленных предприятий (данные условные)
Номер предприятия Рентабельность, % Удельный вес рабочих в составе промышленного производственного персонала, % Коэффициент сменности оборудования Удельный вес потерь от брака, % Фондоотдача на 1 руб. фондов Среднегодовая численность промышленного производственного персонала, чел. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, млн. руб. Оборачиваемость нормируемых оборотных средств, дн. Оборачиваемость ненормируемых оборотных средств, дн. Непроизводственные расходы, млн. руб.
1 13,28 0,80 1,14 0,27 1,07 1 257 50,79 80,12 22,46 18,20
2 22,31 0,80 1,85 0,38 2,45 1 687 58,12 80,12 22,37 38,45
3 15,27 0,78 1,14 0,26 1,14 1 588 44,20 80,45 21,74 22,13
4 12,99 0,79 1,33 0,28 1,05 1 696 44,57 68,17 20,11 24,56
5 25,78 0,78 1,74 0,29 2,12 1 804 51,43 70,82 20,37 46,75
6 28,47 0,79 1,90 0,30 2,09 1 512 53,96 73,47 21,38 38,16
7 12,97 0,80 1,16 0,35 1,03 1 499 57,58 76,12 21,52 24,58
8 23,47 0,81 1,86 0,32 2,11 1 403 65,34 78,77 23,58 41,78
9 10,47 0,81 1,17 0,33 0,87 1 451 59,34 81,42 22,47 22,79
10 13,58 0,82 1,23 0,32 0,97 1 327 57,83 84,07 23,17 22,47

Проанализируем имеющуюся информацию графически с помощью пиктографиков.

>>Информатика: Деловая графика в задачах планирования и управления

Деловая графика в задачах планирования и управления

При решении задач планирования и управления очень важна форма отображения результатов. Чем это отображение нагляднее, тем легче воспринимаются результаты человеком. Самой наглядной формой представления информации являются рисунки, графики и диаграммы.

Это породило в информатике целое направление, называемое компьютерной графикой. Компьютерная графика подразделяется на несколько видов: иллюстративная, деловая, инженерная я научная. Деловая графика состоит в визуализации, то есть представлении в наглядной форме больших массивов числовой информации.

Представьте себе огромный годовой отчет о работе предприятия , состоящий из множества числовых таблиц, содержание которых воспринять человеку в целом очень трудно. Но если эту же информацию представить в виде диаграмм, как она становится обозримой, лучше понимается характер изменения величин, легче производится их сравнение. Табличные процессоры содержат развитые средства деловой графики. Познакомимся с основными понятиями деловой графики.

Это средство графического представления количественной информации, предназначенное для сравнения значений величин или нескольких значений одной величины, слежения за изменением их значений и так далее.

Как правило, строятся в прямоугольной системе координат, где по горизонтальной оси ОХ откладываются значения независимой переменной (аргумента), а по вертикальной оси ОY - значения зависимой переменной (функции). На один рисунок может быть выведено одновременно несколько диаграмм.

При графической обработке числовой информации с помощью табличного процессора следует:

1) указать область данных (блок ячеек), по которым будет строиться диаграмма;

2) определить последовательность выбора данных (по строкам или по столбцам) из выбранного блока.

При выборе по столбцам х-координаты берутся из крайнего левого столбца выделенного блока. Остальные столбцы содержат у-координаты диаграмм. По количеству столбцов определяется количество строящихся диаграмм. При выборе по строкам самая верхняя строка выделенного блока является строкой х-координат, остальные строки содержат у-координаты. Типы диаграмм и способы их построения рассмотрим на конкретном примере.

Пример . Три друга Андрей, Илья и Сергей решили во время школьных каникул поработать распространителями популярной газеты « Садовод-огородник». Друзья работали в течение недели. Число газет, проданных каждым из ребят за каждый день, залесено в электронную таблицу в виде, представленном в табл. 2.1.


Гистограмма (столбчатая диаграмма) применяется для отражения дискретного изменения одной или нескольких величин. На рис. 2.5 представлена гистограмма, отражающая результаты торговли Андрея в каждый день недели.


Рис. 2.5. Гистограмма в Excel

Вторая диаграмма (рис. 2.6) представляет собой множественную гистограмму. Она дает возможность наглядно сравнить три величины: результаты торговли Андрея, Ильи и Сергея.


На рис. 2.7 представлена ярусная диаграмма. Другое название - гистограмма с накоплением. Здесь каждый столбик - это сумма трех величин. Диаграмма дает представление о вкладе каждой величины в общую сумму.


"
Рис, 2.7. Ярусная диаграмма (гистограмма с накоплением)


График позволяет отразить изменение одной или нескольких величин в виде непрерывных линий. На рис. 2.8 в виде графика отражена та же информация, что приведена на рис. 2.5 в виде гистограммы. Аналогично рис. 2.9 отображает ту же информацию, что и рис. 2.6


Рис. 2.8 График в Excel Рис. 2.9 Отображение нескольких
графиков в Excel


Круговая диаграмма служит для сравнения значении нескольких величин в одной точке. Применение круговой диаграммы бывает особенно наглядным, если величины в сумме составляет некоторое единое целое (100%).



MS Excel содержит еще целый ряд других типов и видов диаграмм, с которыми вы можете познакомиться экспериментально.

Коротко о главном

Деловая графика - средство визуализации, то есть представления в наглядной форме, массивов числовых данных.

Данные для диаграммы выбираются из выделенного блока таблицы. Возможен выбор данных по столбцам и по строкам.

Столбчатые диаграммы называются гистограммами и отражают дискретное распределение величин. Можно построить как одиночную так и множественную гистограмму.

График рассматривается как разновидность диаграммы. На графике отражается непрерывный процесс изменения величины.

Круговая диаграмма используется для представления вклада нескольких величин в единое целое.

Вопросы и задания

1. В чем состоит назначение диаграмм?

2. Как определяется область выбора данных из таблицы для построения диаграммы и порядок выбора? Какие величины откладываются по горизонтальной (ОХ) оси и вертикальной (ОУ) оси?

3. В каких ситуациях предпочтительнее использовать: гистограммы; графики; круговые диаграммы?

4. Постройте таблицу, отражающую число уроков в вашем классе и в двух-трех других классах каждый день недели. На основании этих данных представьте эскизы различных видов диаграмм, рассмотренных в данном параграфе.

Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Информатика и ИКТ, 11

Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Тема: Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики

Количество часов : 2

Цель

Отчет должен содержать:

1.Название работы

2.Цель работы

4.Вывод по работе (

Просмотр содержимого документа
«ПР16 Средства графического представления статистических данных (деловая графика).»

Методические указания к практическому занятию № 16

Тема: Средства графического представления статистических данных (деловая графика). Представление результатов выполнения расчетных задач средствами деловой графики

Количество часов : 2

Цель : закрепление практических навыков и умений в работе c технологиями работы в MS EXCEL:

Сформировать представления о возможностях деловой графики и ее использовании;

Изучить системы деловой графики;

Рассмотреть возможности Excel для создания деловой графики

Задание: Ознакомиться с теоретическими положениями по данной теме, выполнить задания практического занятия, сформулировать вывод.

Отчет должен содержать:

1.Название работы

2.Цель работы

3.Результаты выполнения задания 1, 2, 3

4.Вывод по работе (необходимо указать виды выполняемых работ, достигнутые цели, какие умения и навыки приобретены в ходе ее выполнения)

Методические указания к выполнению:

1 . Краткие теоретические сведения

Под термином деловая графика понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие динамику развития того или иного производства, отрасли и любые другие числовые данные

Объекты, для которых с помощью деловой графики создаются иллюстративные материалы: плановые показатели, отчетная документация, статистические сводки. Программные средства деловой графики включаются в состав электронных таблиц.

Возможности деловой графики преследуют единую цель: улучшить восприятие информации человеком, сделать ее более наглядной и выразительной.

Основной целью деловой графики, является оперативная выдача информации в графической форме в процессе анализа задачи при ее решении средствами электронной таблицы. Главным критерием является быстрота подготовки и отображения графических образов, соответствующих оперативно изменяющейся числовой информации.

В современном мире существует большое количество информации, которую трудно сразу усвоить обычному человеку. А если нужно обработать, проанализировать какие-то данные, то задача становится сложной вдвойне. В настоящее время, с помощью компьютерных технологий, можно хранить и обрабатывать любую информацию.

Деловая графика – это область компьютерной графики. Она предназначена для построения гистограмм, графиков, диаграмм, схем на основе отчетов, различной документации. Обеспечивает возможностью более лаконичного и выразительного представления данных, выполнения более сложных задач, улучшенное восприятие данных, повышение эффективности работы.

Для отображения графической информации используется специальное программное обеспечение, которое называют графическими программами или графическими пакетами.

Применение деловой графики различно и многообразно. Для каждого вида задач используются разные программы. Одни нужны для оперативной обработки цифровых данных, другие для построения чертежей высокого качества. С помощью специальных прикладных средств составляются годовые отчеты фирм, статистические справочники, обрабатываются аналитические данные.

Правильно составленные схемы или графики превращают скучные цифры в наглядные изображения и помогают пользователям сориентироваться в «море» информации и принять нужное решение. Деловая графика позволяет в удобной форме сравнивать различные данные, выявлять закономерности и тенденции развития. Можно также с помощью различных графических программ решать задачи в области информационных технологий, архитектуры и инженерии. В настоящее время деловая графика прочно вошла в нашу жизнь, сейчас невозможно представить никаких сводных документов или презентаций без таблиц, схем, диаграмм, различных изображений.

Компьютерной графикой пользуются административные и технические сотрудники, студенты, а также обычные пользователи персональных компьютеров.

С помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа.

2.Задание

Задание №1. Создать таблицу продажи акций брокерской фирмы. Произвести расчеты по заданию.

ЗАДАНИЕ 2. Создание и обработка БД в Excel. Связывание листов рабочей книги

1.Создать в новом файле таблицу по образцу (см. рис.1). Знаки?, указанные в некоторых ячейках, означают, что данные показатели необходимо вычислить.

3 .Отформатировать таблицу.

4 .Выполнить указанные ниже действия:

3.На листе 4 создать таблицу изображенную на рис4.

3.1.Для добавления Листа необходимо щёлкнуть правой кнопкой мыши на ярлыке Листа и из контекстного меню выбрать команду Вставить . Во вкладке Общие выбрать Лист и нажать Ok .

3.2.В ячейку B2 ввести формулу для суммарного подсчёта проданной продукции за январь, февраль и март месяцы, а именно

ЛИСТ1!G4+ЛИСТ2!G4+ЛИСТ3!G4, где знак! означает связь между листами.

Для оптимизации ввода формулы необходимо проделать следующее:

1.Поместить курсор в ячейку B2 и ввести знак =.

2.Щёлкнуть на ярлыке Лист1, щёлкнуть по ячейке G4.

3.Нажать клавишу +

4.Щёлкнуть на ярлыке Лист 2, ячейке G4, нажать +.

5.Щёлкнуть на ярлыке Лист 3, ячейке G4 и нажать Enter

6.Скопировать введённую формулу на остальные ячейки.

3.3.В ячейку С2 ввести формулу для подсчёта суммарной выручки за 1 квартал (т.е. месяцы январь, февраль, март)

ЛИСТ1!H4 + ЛИСТ2!H4+ЛИСТ3!H4

3.4.Лист 4 переименовать в Итоги продаж (товары).

4.На Листе5 создать таблицу, изображенную на рис5.

.

4.1.Самостоятельно ввести формулы для подсчёта итоговой продажи и итоговой выручки за январь, февраль и март.

4.2.Переименовать Лист5 в Итоги продаж (месяцы).

4.3. Построить диаграммы:

Наименование продукции и Продано

Наименование продукции и выручка

3. Контрольные вопросы

1.Что понимается под термином деловая графика?

2.Для чего предназначена деловая графика?

3.Кто пользуется деловой графикой?

4. Литература

1. https://superbotanik.net/referati/referaty-po-informatike/referat-delovaya-grafika

Критерий оценивания выполненных практических заданий

Первое задание оценивается в 2 баллов (максимально), а второе - в 3 балла (максимально)

В общей сумме, выполненная практическая работа может быть оценена от 0 до 100% , и тогда оценка знаний студента будет такова:

«отлично» - 86 – 100%,

«хорошо» - 66 – 85%,

«удовлетворительно» - 45 – 65%,

«неудовлетворительно» - менее 45%.

Занятие 3 . Наглядное представление данных электронного журнала .

1. Построение диаграммы текущей успеваемости учащихся............................. 1

............................................................................ 1

........................................................................ 2

......................................................... 7

2. Выбор диапазона ячеек журнала для наглядного представления итоговой успеваемости учащихся........................................................................................................................... 8

3. Использование данных успеваемости за длительный период для подготовки заключений относительно тенденций изменения результатов на перспективу................... 9

4. Практические задания к занятию......................................................................... 11

5. Вопросы на понимание материала занятия................................................... 12

1. Построение диаграммы текущей успеваемости учащихся.

Как Вы уже убедились на материале прошлого занятия, работа с электронным журналом позволяет следить за процессом обучения и оперативно подводить итоги. Однако, как ни интересна динамическая таблица (журнал) успеваемости для презентации или выразительного отчетного документа красочные диаграммы являются наилучшим способом представления чисел и демонстрации связи между ними. Редактор электронных таблиц Excel позволит Вам быстро и эффективно решить различные задачи, связанные с наглядным представлением Ваших данных.

¨ Откройте созданный Вами ранее электронный журнал.

Процедура создания диаграмм в Excel элементарна. Воспользуемся встроенной в редактор программой «Мастер диаграмм».

1.1. Выделение диапазона ячеек.

¨ Для начала необходимо выделить тот диапазон ячеек, который Вы предполагаете представить в виде диаграммы или графика.

¨

Предлагаю выделить ячейки, отображающие текущую успеваемость Ваших учеников (см. рис. 1).

Рис. 1. Выделение диапазона ячеек для построения диаграммы или графика.

¨ Так мы указываем Мастеру диаграмм источник данных для построения графика.

1.2. Работа с мастером диаграмм

¨ Затем найдите на панели инструментов «Стандартная» кнопку с изображением стилизованной диаграммы и щелкните по ней.


Рис. 2. Кнопка Мастера диаграмм.

¨ В диалоговом окне запускается Мастер диаграмм, с которым мы начинаем работать. Нам предстоит сделать четыре шага до конечного результата (см. рис.3).


Рис. 3. Вид диалогового окна Мастера диаграмм.

¨ На первом шаге мы выбираем тип диаграммы. Нашим целям отображения развития процесса во времени (в нашем случае – текущей успеваемости) хорошо отвечает График. Его мы и выбираем из многочисленных возможностей.

¨ Обращаю Ваше внимание на то, что при выборе того или иного типа необходимо обращать внимание на комментарии в нижней правой части окна, так как они описывают выбранный график.

¨ На этом же этапе можно воспользоваться кнопкой «Просмотр результата». Нажав указанную кнопку, в окне Образца в правой части диалогового окна (после нажатия кнопки Просмотра окно Вида меняется на окно Образца) можно посмотреть, как будут выглядеть отмеченные для наглядного представления данные при использовании того или иного типа диаграммы (см. рис. 4).


Рис. 4. Вид диалогового окна Мастера диаграмм после нажатия кнопки «Предварительный просмотр».

¨

После нажатия на кнопку «Далее» переходим ко второму шагу работы с Мастером диаграмм, на котором определяется источник данных для построения графика. Но мы это уже сделали, выделив диапазон ячеек текущей успеваемости, перед запуском Мастера. Поэтому окно «Диапазон» оказалось у нас уже заполненным (см. рис. 5).

Рис. 5. Вид диалогового окна Мастера диаграмм на втором шаге.

¨ Здесь необходимо проверить правильность выбора рядов нашего графика: располагаются ли ряды в строках или в столбцах. Заметим, что поскольку нас интересует успеваемость каждого ученика за исследуемый период, то необходимо поменять выбор на «Строки». В противном случае графики будут отражать данные в перевернутом для обычного представления таких данных формате.

¨ Кроме того, следует обратить внимание на то обстоятельство, что ячейки с заголовками столбцов таблицы (Фамилия, имя и даты проведения уроков) также были восприняты Мастером диаграмм как элементы, которые необходимо учитывать при построении графиков.

¨

Для того чтобы исключить те ряды или строки, которые не должны отражаться на графиках, можно, активизировав закладку «Ряд» Диалогового окна Мастера диаграмм для шага 2, удалить ненужные данные.

Рис. 6. Кнопка «Удалить» для исключения из построения ненужных данных.

¨ После удаления ненужных рядов необходимо заполнить окно «Подписи оси Х». Для этого проверяем, что в указанном окне находится курсор, и в основной таблице (журнале) выделяем диапазон ячеек с датами проведения уроков (см. рис. 7).

Рис. 7. Заполнение окна «Подписи оси Х».

¨

Выделенный диапазон ячеек автоматически будет занесен в указанное окно, и под делениями оси Х появятся даты проведения занятий.

Рис. 8. Вид окна Мастера диаграмм на шаге 2 после заполнения окна «Подписи оси Х».

¨
Теперь можно нажать кнопку «Далее» и перейти к третьему шагу работы Мастера диаграмм.

Рис. 9. Вид диалогового окна «Мастера диаграмм» на шаге 3.

¨ На этом шаге Вам предлагается заполнить окна с названиями диаграммы, осей Х и Y. Здесь же можно поработать с различными закладками окна для получения желаемого вида диаграммы. Для ввода названия и подписей осей нужно щелкнуть в соответствующем поле (там появится текстовый курсор) и набрать на клавиатуре необходимый текст. Для настройки легенды (условных обозначений) нужно щелкнуть по одноименной закладке и настроить положение легенды, выбрав мышкой нужную позицию в левой части окна. В процессе настройки в правой части окна уже можно посмотреть на прообраз графика. В случае если Вас что-то не устраивает, можно вернуться к предыдущим этапам, нажав на кнопку «Назад».


Рис. 9. Вид диалогового окна Мастера диаграмм на шаге 3.

¨ На 4-ом, заключительном шаге необходимо указать, как расположить график: на отдельном листе или же на листе, где расположен сам журнал.


Рис. 10. Вид диалогового окна Мастера диаграмм на шаге 4.

¨ После выбора нажимаем кнопку «Готово».

На представленном ниже рис.11 можно видеть результат работы Мастера диаграмм. Мастер выполнил все наши пожелания, но, возможно, результат Вас удовлетворяет не полностью.


Рис. 11. Вид готовой диаграммы после окончания работы Мастера диаграмм.

1.3. Изменение вида объектов диаграммы.

Теперь поговорим о том, как можно изменить параметры готовой диаграммы.

¨ Имея уже готовую диаграмму, Вы можете легко изменить те ее параметры, которые Вас не устраивают. Для этого выделите область диаграммы щелчком мыши.

¨ Теперь обратите внимание на изменение горизонтального меню: там вместо элемента Данные появился элемент Диаграмма, в ниспадающем меню которого Вы сможете найти команды, которые позволят Вам изменить при желании тип диаграммы, добавить или удалить исходные данные, изменить параметры диаграммы и ее размещение.

¨

Кроме того, выделяя отдельные элементы диаграммы, Вы можете изменять их формат. На рис. 12 представлена диаграмма после изменения форматов некоторых ее объектов.

Рис. 12. Вид диаграммы после изменения форматов некоторых объектов.

Я не призываю Вас в точности следовать решениям, приведенным на рисунке выше. Эта пестрота нужна мне для того, чтобы продемонстрировать эффекты изменения форматов объектов. Жду от Вас более изысканных решений.

2. Выбор диапазона ячеек журнала для наглядного представления итоговой успеваемости учащихся.

Теперь попробуем построить диаграмму, соответствующую итоговым результатам обучения. В этом случае нам придется использовать для построения несмежные диапазоны данных (столбик с фамилиями учащихся и столбик с их итоговым отметками).

Для того, чтобы выделить несмежные диапазоны ячеек нам придется проводить выделение с использованием клавиши Ctrl .

¨ Выделите сначала диапазон ячеек, в которых содержатся фамилии и имена учеников, затем нажмите клавиш у Ctrl и проведите выделение столбца с итоговыми результатами (см. рис. 13).


Рис. 13. Вид таблицы после выделения несмежных столбцов.

¨

В результате уже известных Вам действий мы получим диаграмму рейтинга учащихся по данному предмету на конец четверти (см. рис. 14).

Рис. 14. Диаграмма, построенная с использованием данных в несмежных столбцах.

NB! Обращаю Ваше внимание на то, что до сих пор наши Диаграммы меняются синхронно с вносимыми в журнал изменениями.

¨ Проверьте это, внеся в свои журнальные данные изменения и переходя к графику.

¨ Чтобы зафиксировать диаграмму в том состоянии, в котором она находится в данный момент, отказавшись от дальнейшего ее обновления в соответствии с изменениями исходных данных, необходимо:

q выделить диаграмму,

q выделить ряд данных на диаграмме,

q щелкнуть мышью в строке формул и нажать клавишу F 9,

q повторить два предыдущих шага для всех рядов данных, представленных на диаграмме.

¨ В результате этих действий адреса ячеек в строке формул преобразуются в абсолютные числовые значения.

3. Использование данных успеваемости за длительный период для подготовки заключений относительно тенденций изменения результатов на перспективу

¨ Работая с диаграммами Вы, наверняка, обратили внимание на команду Добавить линию тренда в выплывающем меню элемента Диаграмма или в контекстном меню при щелчке на ряде данных диаграммы. Эта команда предоставляет Вам возможность прогнозировать поведение выбранной величины на основании исходных данных.

¨ В случае, когда идет дело о принятии управленческих решений, наглядное представление таких данных поможет Вам его принять и быть при этом весьма убедительными, если дело потребует коллективного обсуждения этого решения.

¨ Предлагаю Вашему вниманию таблицу с данными по средней оценке успеваемости класса по предмету за несколько отчетных периодов.


Рис.15. Таблица, в которую включены значения за прошедший период на основании данных журнала.

¨ Если мы хотим получить продолжение таблицы, используя возможности прогнозирования, то для того, чтобы сохранить после пересчета исходные данные, нужно скопировать их в следующий столбец, который и будем подвергать изменению.

¨
После этого нужно выделить исходные данные и продолжить выделение ячеек на тот период, на который мы хотим построить прогноз.

Рис. 16. Выделение диапазона ячеек для построения прогноза.

¨ Теперь в элементе меню Правка находим команду Заполнить è Прогрессия. В окне Прогрессия активизируем опцию Автоматическое определение шага, и результат не заставит себя ждать.

¨

Можно пойти по другому пути. На основании экспериментальных данных таблицы мы построим диаграмму поведения оценки и уже в готовой диаграмме добавим линию тренда.


Рис. 17. Окно линии тренда при выборе линейной линии тренда.

¨ При работе с закладкой данного окна Параметры необходимо указать диапазон, на который осуществляется прогноз. Здесь же Вы можете активизировать опцию показа уравнения на диаграмме и т. д.


Рис. 18. Закладка Параметры окна Линия тренда.

¨ В результате у нас получится достаточно убедительный наглядный материал. Если на графике исследуемая величина имеет нужную тенденцию, значит, работа в данном направлении идет успешно. Если же полученная тенденция не совпадает с Вашими ожиданиями, то следует что-то менять в налаженном ритме работы.

4. Практические задания к занятию

Задание 1 .

Ø Пользуясь полученными сведениями, постройте график текущей успеваемости учащихся.

Ø График представьте на текущем листе, т. е. на листе журнала с таблицей успеваемости.

Ø Измените, пользуясь «хэндлерами»,(активными точками на границе зоны выделения) размер области диаграммы так, чтобы графики для каждого ученика отчетливо читались.

Задание 2 .

Ø Проведите изменение шрифтов и их размеров в названии диаграммы и подписей осей.

Ø Измените фон области диаграммы на фон другого цвета с градиентной заливкой.

Ø Измените положение Легенды и ее фон.

Ø Примените другие цвета для отображения графиков текущей успеваемости тех учеников, чьи данные на диаграмме изображены слишком бледными, по Вашему мнению, цветами, примененными Мастером диаграмм автоматически.

Ø Измените тип и толщину используемых для построения линий графиков.

Ø Попробуйте изменить вид и цвет маркеров на графиках.

Ø Полученную диаграмму разместите на отдельном листе.

Задание 3 .

Ø Постройте диаграмму итоговых результатов обучения Ваших учеников.

Ø Закрепите вид диаграммы, используя имеющуюся возможность преобразовать адреса ячеек в абсолютные значения.

Ø Попробуйте построить диаграмму среза знаний в один из дней занятий, дата которого находится в середине периода обучения.

Ø Попробуйте построить диаграммы, отображающие интенсивность опроса и распределение оценок на уроках.

Ø Для большей наглядности воспользуйтесь возможностями изменения форматов объектов диаграмм.

Ø Полученные диаграммы разместите на отдельных листах.

Задание 4 .

Ø Постройте прогноз поведения графика среза знаний на будущий период, воспользовавшись добавлением линии тренда.

Ø Воспользуйтесь возможностью заполнения таблицы арифметической прогрессией с автоматическим выбором шага и на основании данных постройте график поведения прогнозируемой величины.

Ø Ответьте на вопрос: есть ли разница в полученных диаграммах?

5. Вопросы на понимание материала занятия

1. Вид круговой диаграммы всегда привлекает внимание. Для графического представления каких данных подходит этот тип диаграммы?

2. Для прогнозирования поведения каких величин можно использовать возможности тренда?