Компьютеры Windows Интернет

Ремонт кулера foxconn от компьютера своими руками. Чистка компьютера и мелкий ремонт системы охлаждения. Где купить кулер для питьевой воды

Вы заметили, что компьютер при включении противно визжит или гудит. Скорее всего у вас гудят вентиляторы. Их в компьютере несколько. Гудеть может кулер на процессоре, кулер блока питания, вентилятор на видеокарте. Возможно, у вас установлен корпусной вентилятор. Гудеть может каждый из них. В этой статье мы рассмотрим чистку и смазку кулера блока питания. К счастью, практически все другие компьютерные вентиляторы имеют такую же конструкцию и разбираются точно так же. Как снять процессорный кулер можно прочитать в статье

Начнем.

Выключите компьютер из сети.

Отключите все кабели, идущие к компьютеру. Помните, что простое отключение питающего шнура может не полностью обесточить корпус или элементы компьютера. Питание может приходить и по сетевому шнуру, по кабелю, идущему к монитору.

Техника безопасности – превыше всего. Внимание! В корпусе блока питания имеются мощные конденсаторы, которые остаются под напряжением даже при выключенном питании. Если у вас нет опыта – лучше блок питания не вскрывать.

Ну, начали.

Открутите 4 винта, держащие блок питания на корпусе.

Отсоединив се провода, идущие к материнской плате, жестким дискам, всему остальному – вытаскивайте блок питания из корпуса наружу.

Сверху открутите еще 4 болта, снимите крышку блока питания.

Слева на фото вы видите 2 сравнительно больших бочонка. Это мощные конденсаторы. Прикасаться руками в том районе не рекомендуется. И вообще, трогать руками плату и элементы на ней крайне не желательно. Откручиваем саморезы, которыми кулер прикручен к стенке.

Провода, которыми запитан вентилятор обычно припаяны намертво, но иногда можно их от платы разъединить. На фото посередине чуть выше вентилятора виден предохранитель. Иногда, отремонтировать «сгоревший! Блок питания удается просто заменив предохранитель.

Вентилятор сняли. Доступ к оси вентилятора обычно закрыт веселенькой круглой наклеечкой. Берем нож.

Иногда под наклейкой находится еще и резиновая кругленькая пробочка.

Если вы устали и силы ваши на исходе – можете капнуть прямо в открывшееся отверстие с осью машинного масла и собирать все обратно. Ой. Нет машинного масла? Плохо. Как совсем крайний случай можно использовать оливковое рафинированное. Подсолнечное через непродолжительное время превращается в клей. Оливковое протянет недельку-другую, пока вы не купите пузырек машинного масла.

Эффект от капли масла в углубление будет однозначно, но процедуру разборки скорее всего придется повторить через месяца два. Машинное масло жидкое и при интенсивном вращении легко вытесняется, вытекает и вентилятор начинает гудеть опять.

Если же вы полны решимости продолжить – проверьте наличие в доме густой смазки типа Литол. Благодаря своей вязкости она надежнее держится на оси вентилятора и служить будет дольше. Неплохо держится на подшипнике автомобильное моторное масло.

В углублении на оси крыльчатки видна белое стопорное кольцо . Его нам нужно снять. Поддеваем его иголкой, пинцетом и пытаемся стянуть. В этом кольце есть разрез. Беремся пинцетом за часть кольца возле этого разреза и пытаемся его снять. Внимание ! Очень часто это подлое кольцо при попытке снятия со свистом улетает в дальний конец комнаты. Заменить это кольцо практически нечем. Морока вам гарантированно обеспечена, если вы это колечко потеряете. Аккуратнее пожалуйста.

Если вы все-таки умудрились это кольцо потерять – попробуйте вырезать из пластиковой бутылки кругляшек, размером с утерянную шайбу. В середине кругляшка проткните (проплавьте) дырку. Попробуйте надеть ваше самодельное колечко. У меня получалось.

Под стопорным кольцом может быть надета резиновая шайбочка. Снимаем аккуратно, кладем все в сторону.

Тщательно вытираем ось крыльчатки от старой смазки, спичкой, зубочисткой, чем угодно прочищаем отверстие для оси. Пользуясь случаем отмываем крыльчатку от пыли. Укладываем смазку Литол (или капаем моторное масло), собираем все в обратном порядке.

Вместо круглой наклейки, которую мы содрали можно наклеить кусочек скотча. Он перекроет доступ воздухи и предотвратит вытекание масла.

Собираем, прикручиваем, не забываем воткнуть все разъемы от блока питания на материнской плате. Включаем. Наслаждаемся.

За системой охлаждения компьютера надо тщательно следить, иначе можно иметь в последствии серьезные проблемы. От перегрева компьютер может зависать, глючить, может выйти из строя не только видеокарта, микросхемы материнской платы, но и центральный процессор.

Да, некоторые процессоры имеют датчики температуры и отключают, аварийно, питание компьютера при перегреве. Но, как показывает практика, это не всегда на 100% срабатывает. А новый процессор - это как минимум 100 долларов, да и хорошая видеокарта тоже не дешевле стоит.

Все современные компьютеры оснащены принудительным воздушным охлаждением, т.е. в большинстве случаев вентиляторами (куллерами). Хотя есть ещё редкие модели современных сверхмощных компьютеров, которые оснащены водяным охлаждением.

Итак, давайте рассмотрим, как восстановить работоспособность вентилятора?

Для начала надо определить какой из вентиляторов шумит, ведь их в системном блоке может быть несколько. Есть один нехитрый прием как это сделать - берем и по очереди притормаживаем вентиляторы, слегка нажав на него рукой или салфеткой. Если шум исчез - значит он.

Известно, что при работе вентилятора происходит постепенный износ его подшипников, на крыльчатке наслаивается пыль, накручиваются волосы, пух и т.п. Через какое-то время он начинает издавать неприятные, посторонние звуки, частота вращения его снижаться, а то может и совсем остановиться. Быстрее выходят из строя вентиляторы с подшипниками скольжения. Вентиляторы с подшипниками качения более долговечны, но и более дорогие.

Чтобы избежать проблем надо периодически, хотя бы раз в полгода, делать профилактическую чистку и осмотр компьютера. Особенно этим необходимо заниматься, если в помещении обитают животные (кошки, собаки и т.п.). Их шерстью и пухом забиваются вентиляторы и часто останавливаются, вызывая перегрев компьютера.

Для восстановления работы вентилятора, его в первую очередь необходимо почистить, пропылесосить, убрать пыль, пух и другой мусор. Иногда даже вот такая элементарная процедура помогает и он уже начинает работать. Но, коль вы до него уже добрались, до смазать его (подшипники) будет очень желательно.

Если же вентилятор при включенном компьютере по прежнему не вращается, значит надо проверить электрическую часть: провода, обмотку. Когда вентилятор от мусора заклинивает, через него проходит повышенный ток, отчего катушки иногда сгорают. Если катушка куллера не прозванивается - значит придётся покупать новый вентилятор.

В продаже, в компьютерных магазинах или отделах, обычно есть большой выбор вентиляторов, и хочу сказать, что от фирмы производителя тоже зависит долговечность вентилятора. Бывает, у самых дешёвых вентиляторов плохое качество пластмассы и крыльчатка со временем просто рассыпается... Поэтому, наведите справку - какие вентиляторы более-менее качественны.

И ещё один важный момент - разъёмы. Перед походом в магазин важен не только размер вентилятора, но и также надо обратить внимание на разъём, какого он типа, и такой же подобрать. А также посмотрите, есть ли запасной разъём в БП вашего ПК - плоский, на 4 штырька. В крайнем случае, если не найдётся в магазине вентилятора с родным разъёмом - с 4 штырьками. Или, можно перепаять разъем со старого вентилятора. И, кстати, будите выбрасывать старый вентилятор - откусите разъём, пригодится.

В случае, если подшипники вентилятора ещё не сильно износились (он проработал не так долго), и чтобы он не шумел - его надо почистить и смазать, т.е. сделать профилактику.

Надо снять крыльчатку: с задней стороны вентилятора снимаем круглую наклейку, с названием фирмы изготовителя, а под ней вы увидите небольшое углубление и торец оси крыльчатки. Тонкой отверткой или шилом и пинцетом извлекаем фиксирующую шайбу, в виде подковы, и с оси снимаем крыльчатку. Теперь надо убрать застывшую старую смазку с оси и подшипников вентилятора, и более тщательно, если надо, почистить крыльчатку от пыли и грязи.

Лопасти крыльчатки можно помыть под струей теплой воды с мылом, а затем просушить, можно протереть спиртом или водкой. Статор - тщательно протереть салфеткой, лучше сухой, т.к. бензин или спирт может растворить и повредить изоляцию обмотки. Ось крыльчатки и подшипники промыть бензином или спиртом.

Теперь надо всё собрать в обратном порядке и хорошенько смазать. Смазываем ось тонким слоем жидкого машинного масла (автомобильное моторное), или масла для швейных машин (или силиконовой смазкой, если у кого есть...) и вставляем крыльчатку в корпус вентилятора, подшипники тоже надо смазать маслом, но не сильно, чтобы смазка не растекалась. После полной сборки и смазки вентилятора необходимо закрыть доступ к подшипникам, обязательно, чтобы не попала пыль! Если клей на родной наклейке уже подсох и плохо держится - заклейте скотчем в 2 слоя, если скотча нет - сдерите наклейку с шампуни или ещё от чего-то, обычно на них хороший клей - вырежьте и наклейте.

Всё, вентилятор готов к работе ещё как минимум на полгода, а как максимум - до 2 лет. Теперь его ставьте назад в компьютер и проверяйте. Что касается вентиляторов с подшипниками качения, то восстановление их мало чем отличается от выше описанного. Разница лишь в том, что нужно использовать густую смазку для подшипников, например ЦИАТИМ, Литол - 24, или заменить их на новые.

Кстати, если вентилятор стоит в удобном месте, что позволяет снять наклейку, то для смазки, его можно и не снимать, а просто снять наклейку, развернуть корпус системного блока так, чтобы вентилятор находился горизонтально и капнуть на ось по центру 1 каплю машинного масла. Этого вполне достаточно. Затем немного прокрутите крыльчатку, чтобы смазка прошла вглубь.

Бывает, что кулер процессора сильно загрязнен и его надо снять, чтобы почистить. Сделать это не сложно, там есть специальная защелка. Если вам пришлось это сделать, то куллер необходимо заново перепаковать термопастой (белой, а лучше с содержанием серебра, серебристого цвета). Ставить назад куллер надо осторожно, без лишних усилий, чтобы ничего не сломать.

И несколько строк о смазочных материалах. В подшипниках скольжения, в качестве смазки применяют только жидкую смазку: масло силиконовое или моторное автомобильное масло. Вязкость масла подбирается в зависимости от износа подшипников скольжения. Если износ небольшой и вентилятор просто пищит (высохла смазка) - значит используем масло 10-15W, среднего уровня вязкости, или силиконовое. Если же вентилятор громко шумит - это признаки большой выработки и применяем масло 20-25W, высокого уровня вязкости.

Также хочу сказать, что причиной повышенного шума компьютера могут быть не только вентиляторы, а и плохо закрепленные детали, блоки или модули: винчестер, материнская плата, крышка системного блока и т.п. В таких случаях стоит лишь подтянуть винты крепления и проблема решена.

А в заключение хочу сказать - возьмите себе за привычку - весной, перед наступлением жары, делать профилактику всего компьютера, а лучше это делать пару раз на год. Тогда, и восстанавливать ничего не придётся, а просто менять вентиляторы по мере износа... Раз в 5 лет примерно..

В последнее время я достаточно часто попадал в непростые, но схожие ситуации. Схожесть их заключалась в том, что в поле моего зрения постоянно стали попадаться бывшие в употреблении вещи, частично работающие, частично неисправные. Для того чтобы что-то посредством их преобразования и усовершенствования «создать», конечно же, перво-наперво необходимо привести их в надлежащий вид, так как обычно пыли-грязи много, ну, а как же без этого! Вот и приходиться брать кисточку, щетку и вперед: с помощью одеколончика протирать всевозможные труднодоступные детальки и механизмы. Но все бы ничего, да только так просто на свете белом не бывает. Особенно продолжительно приходиться возиться с кулерами . Если бы не эти кулеры ! Ни подлезть, ни продуть как следует с чувством, с толком, с расстановкой, так сказать, ведь в них пыль «впечатывается». Так как же быть? Ответ на этот вопрос прост – поисковики яндекс и гугл. Но, увы. Исчерпывающей информации на этот счет мною найдено не было. Итак, я решил собрать всевозможные кулеры и написать о них нечто вроде статейки – доступно и просто, иллюстрируя картинками разборку «крылатых». Может, моя статья закроет тему кулеров !

Рис 1. Здесь представлены некоторые виды кулеров


Рис 2. Наклейки ликвидированы, однако китайцы пробочки не на всех ставят, то бишь халтура


Рис 3. Пробки сняты с помощью игл, и вообще вся разборка производится с использованием двух игл.

Кстати, наклейки не выбрасывайте, так как в свое время они пригодятся - так механизм меньше подвержен воздействию пыли.


Рис 4.

Сняв шайбу следим, чтобы она ненароком не канула в небытие, так сделана из пластмассы. Далее снимаем и резиновую шайбу. Теперь спокойно чистим, промываем и смазываем. Я использую для этих целей масло, предназначенное для швейных машин.

При работе системного блока можно услышать гул. Многих пользователей компьютеров это настораживает. Поначалу шум возникает в момент включения системного блока, через несколько минут пропадает. Этот шум исходит от одного из кулеров.

Шум исчезает потому, что смазка нагревается и протекает в подшипник, смазывая его. Однако через некоторое время шум становится постоянным, так как смазка закончилась. Если появился шум в кулере, необходимо смазать подшипник. Если этого не сделать, он износится и придется приобретать новый вентилятор.

Смазку подшипников можно произвести при помощи машинного масла. Используя разные виды смазок, я выбрал наилучшую, которая подходит для подшипников. Она может быть, как самостоятельно изготовлена, так и куплена. Если масло отсутствует, можно воспользоваться моторным маслом, пару капель которого можно добыть при проверке уровня в двигателе.

Однако смазка шариковых подшипников (качения), скольжения не всегда дает хороший результат. Так как шум может происходить из-за износа обоймы, оси, втулки. В таком случае смазка снизит шум на некоторое время. Если обнаружено медленное вращение кулера (причина зависания компьютера, перегрева процессора) или шум, вызванные загустением или полным высыханием смазочной жидкости, новая смазка увеличит срок работы вентилятора вдвое.

Как разобрать кулер компьютера

Конструктивно кулеры ни чем не отличаются. Будь то вентиляторы блока питания, процессора, видеокарты. Отличий несколько- это производительность и способ крепления. Разборка, смазка и сборка кулеров происходит в одинаковом порядке.

Для того, чтоб произвести смазку кулера, следует снять его с радиатора, затем разобрать. Без снятия произвести смазочные работы не удастся, так как поверхность со смазкой прижата к радиатору. Если кулер находится на радиаторе процессора, он закреплен при помощи защелок, которые с первого раза не заметны. Прежде чем приступить к разборке кулера, необходимо со стороны, на которой располагаются провода, отклеить эмблему. Она приклеена липким слоем. Отдирать нужно медленно, ничего не повредив.

Некоторые кулеры имеют резиновую пробку. Она извлекается при помощи острого инструмента. Следует только поддеть ее по краям. Это делается при малейших усилиях, так как пробка не приклеена.

Крыльчатку кулера удерживает пластиковая плоская шайба, которая разрезана и зафиксирована в месте проточки оси. Чтоб извлечь крыльчатку, необходимо снять эту шайбу.

Снимать ее придется двумя инструментами. На глаз определить место разреза сложно, поэтому иголкой проходим по поверхности шайбы, слегка придавливая, пока не нащупаем это место. Отверткой прижмем шайбу около места разреза, а шилом или иглой поддеваем другую сторону. После этих действий шайба выйдет из паза.

Эта операция должна быть проделана аккуратно, не сломав и не потеряв шайбу. Бывает такое, что она улетает в сторону, приходится ее искать. Если шайба потеряется, работа кулера будет невозможна. По той причине, что крыльчатку нечем будет прижимать. Далее следует извлечь резиновое кольцо, затем вынуть саму крыльчатку. На ее оси есть еще одно колечко, его тоже нужно снять.

Давно работающий кулер имеет стертые резиновые кольца. Они могут быть, как полностью стерты, так и частично. Зачастую на месте колец остаются изношенные кусочки. Найти резиновые кольца на рынке не возможно, такие мелкие запчасти не продаются.

Смазанный подшипник не прекратит издавать шум, если колец не будет на месте. Так как будет смещение крыльчатки по оси. Можно поискать старые вентиляторы, может на них есть хотя бы одно уцелевшее кольцо.

Зачастую быстро изнашиваются кольца, которые располагаются в месте фиксирующей шайбы. Вся нагрузка при работе возлагается на него. Если есть уцелевшее кольцо, его нужно установить на оси перед шайбой, фиксирующей крыльчатку. Тогда кулер должен работать тихо. Если этого не произойдет, придется привыкнуть к шуму или приобрести новый кулер.

Как смазать кулер

Перед смазкой кулера, возьми салфетку, смочите ее любым растворителем и удалите все продукты износа вместе со старой смазкой. Особенно вычистите насухо отверстие втулки подшипника. На трущие части кулера тонким слоем наносится смазка, сборка производится в обратном порядке.

Если вы обнаружили, что этикетка разорвалась, либо не хочет приклеиваться на место, протрите поверхность кулера, удалив остатки масла. Если наклейка все же не хочет прилипать, приклейте вместо нее скотч. Он защитит подшипник кулера от попадания пыли.

Графит применяется в виде смазочного материала потому, что он имеет чешуйчатые кристаллы, которые в свою очередь обеспечивают тонкое покрытие поверхности. Масло выступает в роли связующего для графита. Самостоятельно приготовленная смазка, нанесенная на поверхность подшипника, обеспечит длительный срок эксплуатации кулера. Так как в ее состав входят графит и синтетическое масло.

Самостоятельное приготовление графитной смазки для кулера

Для того, чтоб самостоятельно приготовить смазку, следует взять пару капель синтетического масла, добавить графит. Все это перемешивается до образования однородной массы. Получившаяся смазка должна быть густой.

Лучше, конечно, использовать промышленную смазку.

Перво-наперво очищаем вентилятор и лопасти от пыльных лохмотев и грязи.

Снимаем наклейку, видим заглушку, вынимаем и её.

Снятие-колпачка

Видим-клипсу

Видим клипсу которую предстоит снять, не потеряв её! Которая имеет обыкновение выстреливать и улетать в неизвестном направлении, на всегда. Будьте внимательны, так как иначе придётся изготавливать подобную клипсу вручную. И не факт что первая самодельная будет удачной, т.е. придётся попотеть.

Снимаем клипсу двумя тонкими острыми инструментами. В моём случае часовыми отвёртками.

Снимаем-клипсу

Вентилятор после разборки

Готовим ветошь для чистки, заготавливая оную из лоскутка чистой хлопковой ткани, с острыми углами, дабы придать ей удобную форму для очистки втулки изнутри (скручиваем в трубочку).

Готовим-ветошь

Предварительно смочив ветошь спиртом, водкой, запихиваем её аккуратно в отверстие, часовой отвёрткой в моём случае или подобным инструментом — НЕ ПОЦАРАПАВ ВТУЛКУ ВНУТРИ — вынимаем отвёртку, прокручивая ветошь по оси и ёрзая ей вперед-назад.

Чистим-статор

Впечатляемся вынутой грязи и облегчённо выдыхаем с надеждой на благополучный исход затеянного нами мероприятия.

Чистим-ротор

Теперь приступаем к устранению биения. Делаем копию клипсы маркером, на пластике от обычной пластиковой бутылки, предварительно её раскроив.

Делаем-копию-клипсы

Заготавливаем таких несколько штук. Такие и подобные мелкие детали имеют свойство исчезать, улетать, смахиваться случайно рукой под стол и т.д., создавая массу неудобств и отвлекая от важного сконцентрированного процесса.

Делаем-несколько

Работаем лезвием от строительного ножа, ювелирно вырезая нужное нам внутренее круглое отверстие по намеченной линии. Предварительно обмотав его изолентой, дабы не поранить пальцы. Применяем ножницы, для обрезки шайб по периметру.

Работаем-лезвием-и-ножницами

Получаем результат «ксерокопии» клипсы.

Получаем-результат

Приготовил-6-штук-на-случа-потери

Заготовил с запасом, так как придётся укладывать в статор несколько шайб, дабы устранить биение ротора из-за износа и изначально слегка излишне свободного заводского хода вала по вертикали, в моём случае. А так же про запас. Проверяем каждую шайбочку на валу, чтобы они свободно ходили, это важно. В противном случае применяем круглый надфиль, расширяя отверстие шайбы, до умеренно свободного хода на валу.

Продолжаем чистку, смазку. Применяем относительно густую смазку, в моём случае «Литол».

Смазка-Литол

Не применяем непонятную, дешёвую (не соответствующуя предназначению) сильно жидкую машинную смазку. Она имеет свойство нагреваться и испаряться от нагрева, оставляя за собой закоксовавшуюся грязь, металлическую выработку, подобную образиву во втулке. Действующую словно наждачная бумага и впоследствии приводящая к вибрации вала. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПРИМЕНЯЙТЕ РАСТИТЕЛЬНО МАСЛО!!! Оно имеет свойство становиться густым, превращаться в олифу, подобную резиновому клею «Момент». И приводящее к заклиниванию двигателя и его сгоранию! Превращая вас в глазах других в неопытного неудачника, лузера, краснеющего перед другими и перед самим собой.

Смазываем обыльно ротор.

Смазываем внутреннюю часть втулки у горловины.

Аккуратно вставляем ротор в статор, прокручивая. Смазываем внешнее дно втулки, применяя по желанию, себе в помощь, обычный медицинский шприц, набитый тем же маслом. Нанизываем первую шайбу и укладываем на дно. Далее снова смазка. Далее снова нанизываем следующую шайбу. Поступаем аналогично и с последующимими, если в таковых возникнет необходимость. Суть метода в том чтобы устанить болтанку («рычание») ротора, создав «сендвич» из новоиспечённых прокладок и масла, до необходимого предела. Т.е. «не под завязку», а чтобы ротор всё же совсем чуток ходил вверх вниз по оси втулки. Устранив таким образом ненормальное резонансное биение вала, по вертикали и горизонтали оси втулки.