Компьютеры Windows Интернет

Объем кратковременной памяти. Мнемические приемы. Виды памяти Объем хранящейся информации в кратковременной памяти

Элемент трехкомпонентной модели памяти.

Специфика.

Характеризуется относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из-за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. Индивид имеет непосредственный доступ к этой информации. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество ее элементов может быть увеличено. Хранение информации в ней осуществляется в модально-специфической форме.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ

(англ. short-term memory ) - один из видов памяти (см. ), характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удерживаемых элементов (см. , , , ). Информация поступает в К. п. из сенсорной или долговременной памяти . Необходимым условием перевода информации в К. п. является направленность на эту информацию внимания субъекта. Основная функция К. п. - первичная ориентировка в окружающей среде. Эта ориентировка дает материал для долговременной памяти, с одной стороны, и активизирует старые мнемические следы - с др.

Механизм К. п. - реверберация нервных импульсов в коре головного мозга (см. Памяти физиологические механизмы ). Субъективно этот процесс переживается как «отзвук» только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т. д. то, что уже непосредственно не воспринимаем («стоит перед глазами», «звучит в ушах» и т. д.). Тесно связанная с перцепцией, являясь как бы ее инерцией, К. п. служит основой более сложных функциональных образований. В то же время в самой К. п. могут производиться достаточно сложные преобразования входной информации, осуществляемые в свернутом виде.

Основной механизм удержания (сохранения ) в К. п. - . Посредством кодирования с укрупнением единиц, находящихся в К. п. (слово вместо отдельных букв, десятеричное число вместо двоичного и т. п.), количество информации в ней м. б. увеличено. Элементы, удерживаемые в К. п., либо вытесняются вновь поступившими элементами, либо (если отсутствует повторение) разрушаются с течением времени (см. ).

Предложен ряд моделей К. п. (Д. Бродбент; Н. Во и Д. Норман; Р. Аткинсон и Р. Шиффрин; Дж. Сперлинг). Специфика модели Сперлинга (1967) состоит в микроструктурном подходе к проблеме кратковременного запоминания. Элементами его, модели являются зрительная (иконическая) память (см. Память тоническая ), блок сканирования , буферная память опознания (см. ), блок повторения и слуховая память. Зрительная память - такой этап обработки информации, который предшествует этапу кратковременного запоминания и отличается большим объемом запоминания, чем это характерно для К. п. Длительность хранения информации в зрительной памяти колеблется в пределах 0,3-1 с. Скорость сканирования и считывания информации в зрительной памяти - 100 символов в секунду. Скорость обработки информации в буферной памяти опознания составляет 10-15 мс на символ. Информация, сканируемая из зрительной памяти, повторяется во внутренней речи со скоростью 3-6 слогов в секунду и поступает в слуховую память, длительность хранения в которой 0,25-2 с.

Некоторые исследователи отождествляют К. п. и сознание (Ф. Крейк, Р. Локхарт). Близок к этому подход, в соответствии с которым К. п. рассматривается как набор элементов единой памяти, обладающих повышенной активностью (Р. Аткинсон, Р. Шиффрин).

Термин «К. п.» часто употребляется также для обозначения экспериментальной ситуации, когда тестирование производится не позже чем через 30 с после окончания предъявления запоминаемого материала. Некоторые психологи в качестве аналога (формы) К. п. предлагают рассматривать т. н. оперативную память (Г. В. Репкина), основанием для выделения которой служит не длительность хранения, а функция памяти в психической деятельности. См. . (Т. П. Зинченко.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "кратковременная память" в других словарях:

    Кратковременная Память - вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация … Психологический словарь

    кратковременная память - оперативная память — [Л.Г.Суменко. Англо русский словарь по информационным технологиям. М.: ГП ЦНИИС, 2003.] Тематики информационные технологии в целом Синонимы оперативная память EN short term memory … Справочник технического переводчика

    КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ. То же, что оперативная память. Подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Эта подсистема проявляется как сложное действие,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - один из видов памяти, характеризующийся, во первых, немедленным запоминанием, запоминанием после одного и очень кратковременного предъявления информации и, во вторых, немедленным воспроизведением и очень кратким (до 30 с) сохранением. Можно… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    кратковременная память - см. память … Толковый переводоведческий словарь

    - (short term memory (STM)). Временная или оперативная память; информация, содержащаяся в ней, сознательно обрабатывается … Психология развития. Словарь по книге

    КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ - подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из долговременной памяти. Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного… … Профессиональное образование. Словарь

    Кратковременная память - вид памяти, характеризующийся очень кратким сохранением воспринимаемой информации … Психология человека: словарь терминов

    Кратковременная память (short-term memory) - В конце 1950 х гг., на волне интереса к моделям обработки информ. применительно к научению, памяти и восприятию, возникла потребность в получении ответов на множество вопросов, касающихся характеристик последовательности обработки, от приема,… … Психологическая энциклопедия

    Память (биологическая) - Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно… … Википедия

Психическое развитие человека возможно потому, что он сохраняет приобретенный опыт и знания.

Память это психический процесс получения, хранения и воспроизведения человеком жизненного опыта.

Память – это одновременно психофизиологический и культурный процесс. Перед психологической наукой стоит ряд вопросов, связанных с изучением процессов памяти:

– каковы физиологические механизмы этого процесса;

– какие условия содействуют запечатлению информации;

– какие приемы могут позволить расширить объем запечатленного материала.

Существует несколько подходов к классификации памяти (схема 6)

Схема 6

I. Классификация памяти по времени сохранения материала:

1. Мгновенная (иконическая, эхоическая) память – это вид памяти, связаный с удержанием информации, воспринятой органами чувств, без какой бы то ни было ее переработки; ее длительность от 0,1 до 0,5 секунды. Мгновенная память представляет собой остаточное впечатление, которое возникает от непосредственного восприятия стимулов.

2. Кратковременная память – это вид памяти, характеризующийся сохранением воспринимаемой информации без ее повторения в течение (в среднем) 20 секунд. Кратковременная память сохраняет обобщенный образ воспринятого и работает без предварительной сознательной установки на запоминание. Кратковременная память связана с таким понятием, как объем кратковременной памяти. Объем кратковременной памяти – показатель, характеризующий способность механически (т.е. без использования специальных приемов) запоминать и воспроизводить определенное количество единиц информации после ее однократного предъявления. Объем кратковременной памяти описывается законом Дж. Миллера и равен 7±2. В случае, если человеку предъявляют цифры, то он запоминает из них 8, если буквы – 7, если слоги – 6, если слова – 5, если предложения, состоящие из 2 слов, – 4. Объем кратковременной памяти индивидуален, зависит от природной памяти человека и сохраняется, как правило, в течение всей жизни.

Кратковременная память связана с актуальным сознанием человека: сохраняется та информация, которая осознается и соотносится с актуальными потребностями и интересами человека. С особенностями кратковременной памяти, обусловленными ограниченностью ее объема, связано такое свойство памяти, как замещение – способность вытеснять вновь поступающей информацией хранящуюся там при переполнении индивидуального ограниченного объема кратковременной памяти. При этом, как правило, остается информация, поступившая в начале и в конце, т.е. наблюдается так называемый эффект края.

3. Оперативная память – вид памяти, обслуживающий непосредственно осуществляемые человеком актуальные действия и рассчитанный на хранение информации в течение заранее заданного определенного срока в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней или месяцев. Срок хранения информации определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на ее решение.

4. Долговременная память – это вид памяти, обеспечивающий хранение информации в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилище долговременной памяти, может воспроизводиться человеком сколько угодно раз без утраты. Многократное и систематическое воспроизведение информации упрочивает ее следы в долговременной памяти. Долговременная память хранит фактическую информацию (всевозможные законы, понятия, определения) и эпизодическую (историческую, ситуации, происходившие в данном промежутке времени с конкретным человеком).

В долговременную память может проникнуть и надолго сохраниться лишь та информация, которая была в кратковременной памяти. Для этого необходимо, чтобы с ней была произведена работа по ее перекодированию, т.е. переводу на язык, понятный и доступный мозгу человека. Одна из концепций, описывающая совместную взаимосвязанную деятельность кратковременной и долговременной памяти, разработана американскими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифриным (схема 7).

информация

кратковременная память

перекодирован-ная информация

долговременная память

повторение

вытеснение

повторение

Схема 7

Долговременная память обычно начинает функционировать не сразу после того как человек воспринял и запомнил данный материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы человек внутренне смог переключиться с процесса запоминания на процесс воспроизведения. Это свойство долговременной памяти называется реминисценцией – улучшением со временем воспроизведения заученного материала без дополнительных повторений. Обычно реминисценция происходит на второй, третий день после заучивания материала.

Забывание (невозможно восстановить ранее вопринятую информацию) протекает во времени неправомерно. Опыты Г. Эббингауза показали, что наибольшая потеря информации происходит сразу же после ее получения, а в дальнейшем забывание идет медленнее (схема 8).

1ч 9ч 24ч 48ч

Схема 8

Мотивация влияет на избирательность памяти, сохраняя в ней следы незавершенных заданий. Это явление носит название эффект Зейгарник – способность человека непроизвольно удерживать в своей памяти и в первую очередь воспроизводить то, что отвечает его наиболее актуальным, но не вполне удовлетворенным потребностям. Если людям предложить серию заданий и одни из них позволить довести до конца, а другие прервать незавершенными, то оказывается, что впоследствии испытуемые почти в два раза чаще вспоминают незавершенные задания, чем завершенные к моменту прерывания.

5. Генетическая память – вид памяти, позволяющий хранить информацию в генотипе, передавая и воспроизводя ее по наследству. У человека данный вид памяти слабо выражен. Генетическая память человека – единственный вид памяти, на который невозможно оказывать влияние через обучение.

II. Классификация памяти по преобладающему в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения анализатору:

1. Зрительная память – память, связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов. Хорошей зрительной памятью обладают люди с развитым воображением. То, что человек зрительно может себе представить, как правило, легче запоминается и воспроизводится.

2. Слуховая память – это память, связанная с запоминанием и точным воспроизведением различных звуков (музыкальных, речевых). Особую разновидность слуховой памяти составляет словесно-логическая память, которая выражается в запоминании и воспроизведении мыслей. При этом словесно-логическая память проявляется в двух случаях: а) запоминается и воспроизводится только смысл данного материала, а точное сохранение подлинных выражений не требуется; б) запоминается не только смысл, но и буквальное словесное выражение мыслей.

3. Двигательная память – это память, связанная с запоминанием и сохранением, а при необходимости и воспроизведением с достаточной точностью многообразных сложных движений. Данный вид памяти участвует в формировании спортивных, художественных, трудовых умений и навыков.

4. Эмоциональная память – память, заключающаяся в способности запоминать и воспроизводить чувства и переживания. Эмоциональная память участвует в работе всех видов памяти, особенно проявляясь в человеческих отношениях. На эмоциональной памяти непосредственно основана прочность запоминания информации: то, что у человека вызывает эмоциональное переживание, запоминается им без труда и на длительный срок.

В соответствии с тем, какие сенсорные области доминируют у человека в процессах запоминания и воспроизведения информации, выделяют индивидуальный тип памяти : зрительную, слуховую, двигательную, эмоциональную и разнообразные их сочетания. «Чистые» типы памяти, в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных, крайне редки. Наибольшего развития у человека достигают те типы памяти, которые чаще всего им используются в профессиональной деятельности.

III. Классификация памяти по характеру участия воли в процессах запоминания, сохранения и воспроизведения материала:

1. Произвольная память – память, предполагающая постановку задачи на запоминание, узнавание, сохранение или воспроизведение, а сам процесс запоминания или воспроизведения требует волевых усилий.

2. Непроизвольная память – память, предполагающая запоминание и воспроизведение, осуществляемое автоматически без волевых усилий, без постановки специальных мнемических задач. Непроизвольное запоминание во многих случаях превосходит произвольное. Лучше непроизвольно запоминается информация, выступающая в качестве цели осуществления деятельности, связанная с умственной или практической работой человека, и имеющая для него большое значение.

IV. Классификация памяти по способу запоминания:

1. Произвольная память – память, связанная с волевым контролем запоминания.

2. Логическая память – память, связанная с использованием логики, смысловых значений и связей.

3. Опосредованная память – память, связанная с использованием разнообразных средств запоминания (в т.ч. мнемонические приемы).

С раннего детства процесс развития памяти идет по следующим этапам:

1) механическая память постепенно дополняется и замещается логической;

2) непосредственное запоминание со временем превращается в опосредованное, связанное с активными и осознанными приемами для запоминания и воспроизведения различной информации;

3) непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.

Мнемотехника (мнемоника) (греч. mneme – память, techne – искусство, mnemonikon – искусство запоминания; Мнемосина (Мнемозина) – богиня памяти в греческой мифологии) – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем воспроизводимого материала путем образования искусственных ассоциаций.

При запоминании информации следует помнить, что:

1) сравнительно простые события в жизни, произведшие сильные впечатления на человека, запоминаются прочно и надолго;

2) чем больше умственных усилий прилагает человек для запоминания чего-либо, тем легче оно затем воспроизводится;

3) положительные эмоции, как правило, способствуют запоминанию и воспроизведению, а отрицательные – препятствуют;

4) привычка к осмысленному воспроизведению способствует запоминанию и воспроизведению;

5) большую роль в запоминании и воспроизведении играет повторение, которое лучше распределить во времени таким образом, чтобы на начало и конец приходилось больше повторений, чем на середину;

Как уже указывалось, кратковременная память характеризуется, во-первых, немедленным запоминанием, запоминанием с первого раза, после одного и очень краткого предъявления информации и, во-вторых, немедленным воспроизведением и очень кратким сохранением. Можно сказать, что сохранение здесь происходит в процессе запоминания и воспроизведения. Долговременная память отличается от кратковременной, во-первых, длительным запоминанием, неоднократным повторением и воспроизведением запоминаемой информации и, во-вторых, длительным ее сохранением.

Под объемом кратковременной, «непосредственной», немедленной памяти понимают «число единиц, которое может быть заучено в течение одной пробы при последовательном предъявлении этих единиц в определенном порядке» . Это наибольшее число единиц запоминаемого материала, которое может быть сразу воспроизведено при одном повторении. Измеряется объем памяти числом запомнившихся символов или числом единиц информации, которую содержат эти символы.

Объем памяти можно сравнить с тем, что в восприятии сейчас принято называть объемом абсолютной оценки или абсолютного суждения, представляющим предел той точности, с которой мы можем абсолютно, т. е. не прибегая к сравнению с эталоном, различать величину стимульной переменной. Для одномерных оценок этот предел равен 7 ± 2. Экспериментальная методика определения объема абсолютного суждения заключается в том, что наблюдателю предъявляется один стимул и предлагается назвать его немедленно после предъявления.

Методика определения объема кратковременной памяти отличается тем, что испытуемому предъявляется не один стимул, а последовательность нескольких стимулов (символов, сигналов), и он должен дать ответ в конце этой последовательности.

Объем кратковременной памяти человека очень ограничен. Число единиц, которое человек может запомнить и воспроизвести сразу же после последовательного предъявления этих единиц в определенном порядке, очень невелико. Наибольшее число единиц запоминаемого материала, которое может быть сразу же воспроизведено при одном повторении, по данным Дж. А. Миллера, составляет всего 7 ± 2: 9 двоичных символов 8 десятичных цифр, 7 букв латинского алфавита или 5 односложных английских слов; длина алфавита этих символов соответственно равняется: 2, 10, 26, 1000 символов, что соответствует 1, 3,3, 4,7 и 10 двоичных единиц на символ, или 9, 26, 33 и 50 двоичных единиц во всей последовательности символов. С изменением информации на символ на входе в 10 раз объем кратковременной памяти в символах изменяется в 1,8 раза, а объем в двоичных единицах в 5,5 раза.

Итак, опыты показали, что объем кратковременной памяти примерно равен объему абсолютного суждения, т. е. около семи символов. Однако это сходство лишь внешнее. Семь символов в объеме абсолютного суждения - это не число опознаваемых символов, так как предъявляется только один символ. Объем абсолютного суждения - это длина алфавита символов, из которого был отобран этот один предъявленный и опознанный символ. Объем кратковременной памяти, наоборот, представляет именно число предъявленных и запоминаемых символов, которые могут быть отобраны из равных по длине алфавитов.

Объем кратковременной памяти более близок к инварианту, если измерять его числом символов, длиной последовательности символов, а не длиной алфавита или количеством информации. Правда, независимость объема кратковременной памяти от количества информации является относительной, но по сравнению с изменением количества информации на символ и длины ряда символов, изменение объема памяти в символах незначительно. В опытах по запоминанию символов с очень различным количеством информации объем кратковременной памяти равнялся соответственно 12, 8, 4 и 3 символам или 6, 8, 27 и 60 дв. ед. Хотя объем памяти в символах и варьировался в больших пределах (больших чем 7 ± 2), но все же оставался более близким к инварианту, чем объем памяти при исчислении его в двоичных единицах. С изменением информации на входе человеческого канала в 40 раз (с 0,5 до 20 дв. ед.) число символов на выходе изменялось всего в 4 раза (с 12 до 3 символов). Это говорит о том, что основная закономерность объема кратковременной памяти, инвариантность его при измерении числом символов, проявляется даже при очень большом изменении информации на символ, но оценка объема кратковременной памяти «магическим числом семь» является справедливой только для случаев, когда информация на символ на входе находится в пределах от 1 до 10 дв. ед. .

Необходимо заметить, что средние оценки объема кратковременной памяти, которые обычно производятся в экспериментально-психологической литературе, для практических целей следует считать завышенными, так как указанный объем памяти наблюдается не всегда, а только в 50% случаев. Если под объемом кратковременной памяти понимать число символов, которое может быть воспроизведено с первого раза в подавляющем большинстве опытов, то оказывается, что объем кратковременной памяти - намного меньше и еще более близок к инварианту. Вот как это выглядит по данным приведенных выше опытов:

Информация на символ в двоичных единицах 0,5 1 7 20

Число символов, которое человек в среднем

может воспроизвести с первого раза

в 50 % случаев 12 8 4 3

в 90 % случаев 5 5 3 2

Указанные в последней строке цифры являются более надежными с точки зрения деятельности оператора.

Рассмотренные закономерности объема кратковременной памяти нужно учитывать, когда необходимо повысить его информационное содержание. Информацию, которая поступает к оператору и которая должна фиксироваться в его кратковременной памяти, необходимо кодировать самыми емкими символами, содержащими большое количество информации и отобранными из больших по длине алфавитов. Поэтому двоичный код менее всего приспособлен к возможностям кратковременной памяти человека. Однако применение длинных алфавитов имеет смысл только в том случае, если эти алфавиты хорошо усвоены оператором. Поэтому нужно применять алфавиты, хорошо известные каждому грамотному человеку (цифры, числа, буквы, слоги, слова), либо специально обучать оператора новым алфавитам.

Объем зрительной кратковременной памяти в отличие от рассмотренного выше объема слуховой памяти обладает рядом специфических особенностей. При исследовании его по традиционной тахистоскопической методике он ограничен 4-6 символами.

По-новому к изучению объема кратковременной памяти подошел Дж. Сперлинг. Под объемом кратковременной памяти он понимал то, что обычно называют объемом внимания или объемом симультанного восприятия, т. е. число единиц, которое можно назвать сразу же после кратковременного визуального предъявления. В одном из экспериментов Дж. Сперлинг обнаружил, что объем кратковременной памяти является постоянным для Каждого испытуемого, в среднем составляет 4,3 символа и почти не зависит от характера символов. Если предъявлялось 4 или менее символов, воспроизведение было правильным почти на 100%. Изменение экспозиции от 15 до 500 мсек на объем памяти не влияло. В другом эксперименте Дж. Сперлинг показал, что зрительный образ, сохраняющийся на короткое время после окончания экспозиции и представляющий быстро стирающийся след памяти, человек может использовать для отчета. С помощью методики послестимульной инструкции Дж. Сперлинг установил, что непосредственно за экспозицией, которая продолжалась 50 мсек, объем памяти составляет 9,1 символа, но с задержкой воспроизведения быстро уменьшается: через 1 сек он уже равен 4,3 символа. Это значит, что объем сохранения в течение первой секунды после восприятия значительно больше объема воспроизведения. Сравнивая слуховую память со зрительной, Дж. Сперлинг установил, что след слуховой памяти стирается медленней и что это, возможно, объясняется повторением .

Н. Ю. Вергилес и В. П Зинченко предположили, что теоретически не должно существовать ограничений объема зрительной памяти; эти ограничения должны быть связаны лишь с разрешающей способностью сетчатки и явлением иррадиации; сетчатка должна хранить всю предъявленную информацию и время хранения должно быть пропорционально логарифму яркости. Проведенный авторами анализ методов послестимульной инструкции и определения отсутствующего члена показал, что действительный объем памяти и здесь остается невыявленным. Для более полного выявления объема кратковременной памяти Вергулес и Зинченко использовали методику стабилизации изображения относительно сетчатки, которая позволила имитировать процесс длительного подпорогового накопления информации. По этой методике испытуемый до исчезновения послеобраза успевал считывать 10-15 цифр, что вдвое превышает объем памяти, полученный в тахистоскопических опытах.

Методика частичного воспроизведения, аналогичная методике Сперлинга (испытуемых при этом просили считывать цифры с разных участков таблицы), показала, что испытуемые на короткое время запоминают все тестовое поле, составленное из 36 символов, если это поле стабилизировалось относительно сетчатки. В обычных условиях свободного рассматривания объем зрительной памяти значительно ниже, что объясняется стиранием послеобраза новыми символами, которое происходит при смене точек фиксации глаза. Движения глаза необходимы для съема информации, накопленной сетчаткой, отбора полезной информации и передачи ее в оперативную память. Однако в оперативную память из зрительной кратковременной памяти поступает лишь небольшая часть полезной информации, которая связана с задачей деятельности .

Опыты также показали, что повышение объема кратковременной памяти требует длительной тренировки, в процессе которой совершенствуются способы перекодирования зрительной информации в слуховую, и что латентное время запоминания, по-видимому, может служить показателем сложности процесса такого перекодирования .

англ. short-term memory) - один из видов памяти (см. Памяти виды), характеризующийся ограниченным временем хранения информации (до 30 с) и ограниченным количеством удерживаемых элементов (см. Кратковременной памяти объем, Памяти объем, Память буферная, Сенсорный регистр). Информация поступает в К. п. из сенсорной или долговременной памяти. Необходимым условием перевода информации в К. п. является направленность на эту информацию внимания субъекта. Основная функция К. п. - первичная ориентировка в окружающей среде. Эта ориентировка дает материал для долговременной памяти, с одной стороны, и активизирует старые мнемические следы - с др.

Механизм К. п. - реверберация нервных импульсов в коре головного мозга (см. Памяти физиологические механизмы). Субъективно этот процесс переживается как "отзвук" только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т. д. то, что уже непосредственно не воспринимаем ("стоит перед глазами", "звучит в ушах" и т. д.). Тесно связанная с перцепцией, являясь как бы ее инерцией, К. п. служит основой более сложных функциональных образований. В то же время в самой К. п. могут производиться достаточно сложные преобразования входной информации, осуществляемые в свернутом виде.

Основной механизм удержания (сохранения) в К. п. - повторение. Посредством кодирования с укрупнением единиц, находящихся в К. п. (слово вместо отдельных букв, десятеричное число вместо двоичного и т. п.), количество информации в ней м. б. увеличено. Элементы, удерживаемые в К. п., либо вытесняются вновь поступившими элементами, либо (если отсутствует повторение) разрушаются с течением времени (см. Забывание). Предложен ряд моделей К. п. (Д. Бродбент; Н. Во и Д. Норман; Р. Аткинсон и Р. Шиффрин; Дж. Сперлинг). Специфика модели Сперлинга (1967) состоит в микроструктурном подходе к проблеме кратковременного запоминания. Элементами его модели являются зрительная (иконическая) память (см. Память иконическая), блок сканирования, буферная память опознания (см. Память буферная), блок повторения и слуховая память. Зрительная память - такой этап обработки информации, который предшествует этапу кратковременного запоминания и отличается большим объемом запоминания, чем это характерно для К. п. Длительность хранения информации в зрительной памяти колеблется в пределах 0,3-1 с. Скорость сканирования и считывания информации в зрительной памяти - 100 символов в секунду. Скорость обработки информации в буферной памяти опознания составляет 10-15 мс на символ. Информация, сканируемая из зрительной памяти, повторяется во внутренней речи со скоростью 3-6 слогов в секунду и поступает в слуховую память, длительность хранения в которой 0,25-2 с.

Некоторые исследователи отождествляют К. п. и сознание (Ф. Крейк, Р. Локхарт). Близок к этому подход, в соответствии с которым К. п. рассматривается как набор элементов единой памяти, обладающих повышенной активностью (Р. Аткинсон, Р. Шиффрин).

Термин "К. п." часто употребляется также для обозначения экспериментальной ситуации, когда тестирование производится не позже чем через 30 с после окончания предъявления запоминаемого материала. Некоторые психологи в качестве аналога (формы) К. п. предлагают рассматривать т. н. оперативную память (Г. В. Репкина), основанием для выделения которой служит не длительность хранения, а функция памяти в психической деятельности. См. Память оперативная. (Т. П. Зинченко.)

Кратковременная память

short-term memory) В конце 1950-х гг., на волне интереса к моделям обработки информ. применительно к научению, памяти и восприятию, возникла потребность в получении ответов на множество вопросов, касающихся характеристик последовательности обработки, от приема, сохранения, поиска и до извлечения информ. из памяти. Большинство подходов с т. зр. обработки информ. предлагают модель научения, в к-рой иконическое хранилище или сенсорный регистр соответствуют начальному этапу, кратковременная память (КП) - промежуточному этапу, а долговременная намять (ДП) - завершающему этапу. Внутри и между этими этапами (уровнями, стадиями и т. д.) процесс научения могут опосредовать внимание и лингвистические факторы. Доступ к поиску и извлечению информ. из памяти может обеспечиваться как на уровне КП, так и на уровне ДП. По существу, КП яв-ся временным и ограниченным по объему (от 5 до 9 элементов) хранилищем. Продолжительность сохранения информ. в КП колеблется от 20 с до 1 мин. Перевод информ. из КП в более прочную ДП производится в процессе повторения или заучивания материала. КП крайне уязвима к воздействию различных факторов. Следы в КП быстро угасают с течением времени и под влиянием интерференции с конкурирующей акустической (сходными звуками) или семантической (сходными значениями) информ. Распространенные лабораторные задачи, используемые для изучения КП, заключаются в предъявлении списков чисел, букв или слов, за к-рым сразу следует подсчет числа правильно запомненных элементов. Существует неск. типов этих задач: задачи с отвлечением внимания, задачи без отвлечения внимания, или зондирующие задачи, и парные ассоциации. В зависимости от временных или пространственных параметров, используемых в конкретном эксперименте, эти задания способствуют либо угасанию мнемического следа, либо разным формам интерференции. Несмотря на то что КП имеет ограниченный объем, исследователи обнаружили, что этот объем может быть увеличен посредством организации блоков (chunking). Т. е. каждый из шести или семи элементов, к-рые мы в состоянии запомнить, могут выполнять роль категорий более высокого порядка для шести или семи др. элементов или членов этой иерархической категоризации. Однако, как оказалось, образующиеся в КП блоки отличаются гораздо большей неустойчивостью, чем иерархическая категоризация в ДП. Хотя сходство и осмысленность запоминаемых элементов прежде всего относят к характеристикам стимульного материала, к-рые могут служить причиной интерференции, к ним тж можно отнести последовательное размещение элементов. Проактивная интерференция служит причиной того, что ранее усвоенный материал вызывает ухудшение запоминания новых сведений, в то время как ретроактивная интерференция служит причиной плохого воспроизведения ранее выученного материала из-за недавно заученной информ. Эффекты интерференции элементов можно наблюдать при воспроизведении списков элементов. Здесь кривая эффективности воспроизведения в зависимости от положения вспоминаемого элемента в списке имеет U-образную форму. Элементы в середине списка, видимо, подвергаются наибольшей интерференции, тогда как на элементы в начале списка пришлось значительно больше повторений при заучивании, а элементы, завершающие список, все еще "свежи" в памяти, и потому начало и конец списка вспоминаются лучше. Наряду с количественной оценкой КП появилась качественная оценка последовательности обработки информ. Вопросы о том, являются ли КП и ДП независимыми или неразрывно связанными процессами, усиленно дискутируется в литературе. См. также Память, Расстройства памяти Д. Ф. Фишер

ПАМЯТЬ КРАТКОВРЕМЕННАЯ

память краткосрочная) - подсистема памяти, обеспечивающая оперативное удержание и преобразование данных, поступающих от органов чувств и из памяти долговременной. Физиологически связывается с биоэлектрическими контурами колебаний в системе нервной. От нее следует отличать память оперативную. Необходимое условие перевода материала из памяти сенсорной в память кратковременную - обращение на него внимания. Синонимы памяти кратковременной - память оперативная и (иногда) память рабочая.

Центральную роль при кратковременном удержании данных играют процессы внутреннего называния и активного повторения материала, обычно - в форме скрытого проговаривания. Выделяются два вида повторения:

1) относительно механического (акустико-артикуляционного) характера, не приводящее к заметным преобразованиям материала; этот вид повторения позволяет удерживать информацию на уровне памяти кратковременной, но недостаточен для ее перевода в долговременную;

2) сопровождаемое включением удерживаемого материала в систему ассоциативных связей (например, укрупнением единиц информации). Долговременное запоминание возможно только при втором виде повторения.

В памяти кратковременной может храниться лишь очень ограниченное количество информации - не более 7 +/- 2 единиц материала. Но исследования показывают, что эти ограничения не препятствуют запоминанию больших объемов осмысленного перцептивного материала (пейзажи, лица, произведения изобразительного искусства и пр.).

Кратковременная память

Специфика. Характеризуется относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или из-за поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. Индивид имеет непосредственный доступ к этой информации. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество ее элементов может быть увеличено. Хранение информации в ней осуществляется в модально-специфической форме.

ПАМЯТЬ, КРАТКОВРЕМЕННАЯ (КВП)

Память на информацию, которая получила минимальную обработку или интерпретацию. Согласно современным теориям памяти, КВП – относительно ограничена в объеме, она способна вмещать только около семи "единиц" (хотя, если интерпретация материала была достаточно полной, эти единицы могут содержать много информации; см. 7±2). Считается, что материал удерживается в КВП посредством повторения, и если такое повторение будет прервано, материал имеет период полураспада, возможно, не более 10 или 15 секунд. Ср. с долговременной памятью и хранением сенсорной информации. Также называется кратковременным хранением (КВХ), первичной памятью и рабочей памятью.

Что такое кратковременная память , как она работает, каков её объем и как её улучшить?

Кратковременная память, это один из видов памяти, характеризующийся значительным ограничением в объеме информации и времени её хранения.

Как работает кратковременная память?

Ученые до сих пор спорят на счет формирования и месте её локализации, но большинство сходятся на том, что локализуется она в гиппокампе и в коре мозга и определяется текущей электрической активностью нейронов. Информация циркулирует по замкнутым нейронным цепям гиппокампа до тех пор, пока импульс не иссякнет. Электрический сигнал будет существовать в мозге от нескольких секунд до нескольких минут, либо будет моментально вытеснен новой поступившей информацией.
В процессах кратковременной памяти для передачи сигнала между нейронами используются нейромедиаторы, которые уже присутствуют в синапсах, и они, как правило, не участвуют в долгосрочном физическом изменении нейронов для хранения информации. Для того, чтобы информация перешла из кратковременной в долговременную (фаза консолидации), нейроны должны вырабатывать новые белки, а для этого требуется время.

Какой объем у кратковременной памяти?

Американский психолог Джордж Армитаж Миллер опытным путем установил, что объем кратковременной памяти составляет 7 плюс-минус 2 единицы. И было это аж в 1956 году (в то время массы народные еще не пялились сутками в телевизор). С тех пор люди, естественно умнее не стали, и теперь исследователи говорят о четырех – семи единицах. Но, конечно же, находятся и уникумы, как в одну сторону, так и в другую.

Как улучшить кратковременную память?

Есть люди, запоминающие более 1000 единиц информации! Как правило, они используют мнемонические техники и показывают просто фантастические результаты. Они связывают числа, или буквы, или игральные карты с ассоциативными рядами образов и форм заученных заранее. В ходе исследований выяснилось, что без использования техник эти люди показывали чуть более выдающиеся результаты в запоминании, чем обычные среднестатистические. Но к сожалению, применять эти техники в жизни практически негде. Разве, что кроме группирования единиц информации. Так называемый «чанкинг» (англ. Chunking)
Попробуйте запомнить числовой ряд:

Лучше всего разделить этот ряд на группы по три числа. Это считается идеальным размером.

419 610 200 483 553

Но так же можно связать некоторые ряды семантически. Например, 1961 можно связать с полетом Гагарина в космос, а 2004 со вторым сроком Путина или с любым другим, только вам известным событием. И получится вот так:

4 1961 0 2004 8 35 53

Согласитесь, что так гораздо удобнее. Ну а в классическом виде улучшить кратковременную память можно постепенным расширением ряда запоминаемых единиц информации. Это не обязательно должны быть числа. Могут быть карты, буквы, или что-то еще. Так же очень полезно тренировать слуховую память (кто-то может проговаривать ряды вслух). Такие тренировки улучшают естественную способность к запоминанию, не загрязняя её всякими техниками.

Но в плане тренировок, лучше я пока ничего не нашел. В ходе её выполнения вам приходится не только держать в голове расширяющиеся ряды цифр, но и выполнять в уме арифметические действия, что, конечно же, усиливает эффект. Интересно было бы узнать, пользуется ли кто-нибудь этим, или так… Головами покивали и забыли.

Как-то на просторах интернета на одном сайте вычитал…

Согласно информации АМИ-ТАСС американские ученые из Университета Ратгерса и Университета Нью-Джерси пришли к выводу о тесной связи силы интеллекта и кратковременной памяти. Мыши, которым с помощью специальных упражнений улучшали оперативную кратковременную память, на специальных тестах также обнаруживали повышение интеллектуальных способностей.
Как правило, подобного рода выводы в отношении мышей и крыс оказываются справедливыми и для людей. Таким образом, тренируя кратковременную память, человек будет одновременно улучшать показатели своего интеллекта.

ДА НЕУЖЕЛИ?! Ну надо же! Потребовалась целая группа американских ученых и наверняка пара десятков замученных мышей для того, что бы понять очевидное… Как только ты сознательно начинаешь шевелить своими извилинами, тут же повышается общий потенциал мозга. Очень надеюсь, что цели эксперимента были куда более далеко идущими и «в хлам» умные мыши страдали не напрасно 🙂
Так что не ленитесь, тренируйте свой мозг, больше читайте, и будет вам счастье!