Компьютеры Windows Интернет

Как включить сведения о программном обеспечении в единый реестр российских программ для эвм и баз данных. Дополнительные требованияк программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программн

С 1 января 2016 года все государственные и муниципальные органы, государственные корпорации «Росатом» и «Роскосмос», органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казённые и бюджетные учреждения, осуществляющие закупки в соответствии с требованиями «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», обязаны соблюдать запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Для того, чтобы принять решение о закупке ПО, заказчику необходимо провести работу с реестром. При работе с реестром российского ПО заказчик, размещающий заказ на поставку программных продуктов, должен:

1) изучить классификатор и определить, какому классу соответствует программное обеспечение, планируемое к закупке;

2) зайти на официальный сайт реестра и выяснить, есть ли в реестре сведения о программном обеспечении по данному классу (как это сделать, см. ниже);

3) если сведения об одном или нескольких программных продуктах по искомому классу в реестре есть, заказчику необходимо будет самостоятельно определить, соответствует ли хотя бы один из продуктов тем характеристикам, которые требуются заказчику и которые он планирует включить в описание объекта закупки. Для этого целесообразно определить требуемые функциональные, технические и эксплуатационные характеристики ПО и сравнить их с аналогичными характеристиками ПО, сведения о котором размещены в реестре.

Примерная форма сравнения характеристик приведена ниже:

№ п/п Характеристики ПО Требуемые Продукт А Продукт Б
1. Функциональные характеристики
1.1. Централизованное управление Да Да Да
1.2. Управление физической и виртуальной инфраструктурой Да Ограничено Да
Возможность управлять средами виртуализации от различных поставщиков Да Да Да
2. Технические характеристики
2.1. Максимальное количество хостов виртуализации 64 64 200
2.2. Максимальное количество виртуальных машин 3000 8000 Не документировано
2.3. Автоматическое восстановление ВМ после сбоя (HA) Да Да Да
3. Эксплуатационные характеристики
3.1. Интеграция c AD Да Да Нет
3.2. Возможность централизованного управления через веб-браузер да Да Да
3.3. Наличие API для резервного копирования Нет Да Нет

Примечание

Необходимо отметить, что в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации № 1236 в части характеристик ПО, реестровая запись содержит только адрес страницы сайта правообладателя в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на которой размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения и информацию, необходимую для установки и эксплуатации программного обеспечения. На практике сайт правообладателя не всегда содержит всю необходимую информацию о ПО. Механизм получения такой информации для подготовки обоснования не урегулирован. В случае недостаточности информации о необходимом ПО целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

По результатам проведенной работы заказчик принимает одно из двух решений: либо приобретать один из российских программных продуктов, указанных в реестре, либо обосновывать закупку ПО, не входящего в реестр.

Второе возможно, если:

а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении искомого класса;

б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр по искомому классу, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует требованиям заказчика.

В этом случае заказчик должен подготовить, утвердить и опубликовать (вместе с документацией о закупке) . Такая обязанность установлена частью 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Порядок подготовки обоснования (Порядок) утвержден .

Стоит обратить внимание, что в соответствии с п. 4 Порядка, заказчик должен утвердить указанное обоснование по состоянию непосредственно на день размещения извещения об осуществлении закупки. Недостаточно утвердить обоснование одновременно со всем пакетом документации о закупке.

Для соблюдения указанного положения, учитывая сложные процедуры закупки в целом, заказчикам стоит осуществлять мониторинг не только самого реестра, но и заявлений, поданных для включения в реестр (они также размещены на сайте оператора реестра). Это позволит заранее предусмотреть включение того или иного программного обеспечения в реестр.

Целесообразно подготовить проект обоснования в момент подготовки полного пакета документации о закупке, а затем актуализировать и утвердить его в день публикации.

Обоснование должно содержать указание на:

а) обстоятельство, в связи с которым невозможно соблюдение запрета (выбирается подпункт «а» или «б» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236);

б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;

в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком (с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, см. выше);

г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, в том числе количественные, по которым программные продукты из реестра не соответствуют установленным заказчиком требованиям к программному продукту, являющемуся объектом закупки, по каждому программному продукту из реестра (с указанием его названия). Сравниваемые таким образом программные продукты должны принадлежать одному классу ().

См. также примеры обоснований невозможности закупки ПО из реестра: ; . Ещё примеры аналогичных документов, представленных в обоснование невозможности закупить отечественный программный продукт, можно посмотреть .

Если в реестре нет сведений о программном обеспечении по искомому классу (выбран подпункт «а» пункта 2 постановления правительства Российской Федерации № 1236), последний блок («г») в обоснование не включается.

По данному блоку («г») также следует иметь в виду, что постановлением правительства Российской Федерации № 1236 не предусмотрено обязательное указание и функциональных, и технических, и эксплуатационных характеристик закупаемого ПО, чтобы доказать его отличие от ПО, указанного в реестре. Тем не менее, некорректно указанные характеристики, как требуемого заказчику ПО, так и ПО, размещенного в реестре, могут послужить основанием для возникновения претензий контролирующих органов. Причиной для претензий может послужить, например, обращение разработчика программного обеспечения, сведения о котором внесены в реестр, с жалобой в Федеральную антимонопольную службу на некорректное обоснование заказчиком невозможности соблюдения запрета.

В случае недостаточности информации о характеристиках ПО, сведения о котором размещены в реестре, целесообразно запросить правообладателя о предоставлении таких характеристик.

Если такая информация не будет предоставлена, целесообразно сделать скриншоты страниц сайта правообладателя, на которых размещена информация о характеристиках ПО из реестра (на момент публикации обоснования), и приложить данные скриншоты к обоснованию.

Пример обоснования невозможности соблюсти запрет на закупку ПО приведен в .

Проверка наличия в реестре сведений о программном обеспечении по конкретному классу на сайте reestr.minsvyaz.ru в его нынешнем виде выполняется следующим образом:

1) на сайте реестра российского ПО заходим в раздел «Реестр» ;

2) выбираем необходимый класс (классы) ПО:

3а) если в реестре сведений о программном обеспечении по искомому классу нет, появляется соответствующее сообщение:

3б) если в реестре есть сведения о программном обеспечении искомого класса, появляется список программных продуктов:

Актуальные дополнения (по состоянию на декабрь 2017)

В марте 2017 года правительство утвердило к программам для электронных вычислительных машин и базам данных, сведения о которых включены в реестр российского программного обеспечения. Требования определяют состав, архитектуру, функции ПО, необходимого для замены импортных аналогов.

В частности, интерфейс ПО должен быть реализован на русском языке. ПО не должно требовать установки иного ПО (дополнительных программных модулей, шрифтов), имеющего любые ограничения на его свободное распространение на территории России, за исключением операционных систем. Обновления ПО должны выполняться только после подтверждения со стороны пользователя или уполномоченных сотрудников. При этом для каждого вида ПО (операционная система, коммуникационное программное обеспечение, офисный пакет почтовые приложения, органайзер, средства просмотра, интернет-браузер, редактор презентаций, табличный редактор, текстовый редактор, ПО файлового менеджера, справочно-правовая система (СПС), ПО системы электронного документооборота и средства антивирусной защиты) предусмотрены специальные требования.

Согласно постановлению реестровая запись дополнена сведениями о соответствии или несоответствии ПО дополнительным требованиям. Однако по состоянию на конец 2017 года таких сведений в реестре обнаружить не удалось.

В июне 2017 года Минкомсвязь опубликовала по реализации планов перехода федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения, в том числе взамен ранее закупленного офисного ПО.

Полный перечень нормативных актов, относящихся к импортозамещению ПО, см.

В середине августа Минкомсвязь в лице директора департамента развития высоких технологий Салавата Мигранова объявило, что уже осенью этого года реестр российского ПО станет работать по новым правилам. По словам чиновника необходим переход от экстенсивного роста реестра к качественному. Помимо этого, будут устранены некоторые прорехи в правовом регулировании импортозамещения в сфере ИТ. Новые правила также установят дополнительное требование об отсутствии принудительного обновления и управления конкретным программным обеспечением из-за границы. Ознакомиться с текстом законопроекта можно . Очевидно, что анонсированные Минкомсвязью перемены в работе реестра отразятся как на российских разработчиках ПО, так и на госзаказчиках. В ожидании конкретики попробуем порассуждать, к чему это все приведет.

Немного теории

Для включения программного продукта в реестр российского ПО разработчику необходимо подать в Минкомсвязь заявление в электронном виде, дождаться его публикации, после чего заявка будет рассмотрена экспертным советом, в который входят представители ИТ-компаний. На основании решения совета министерство выпустит приказ о включении в реестр либо об отказе. Вся процедура занимает около 70 дней.

К заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие исключительное право разработчика на ПО. Также необходимо предоставить экземпляр продукта без технических средств защиты авторских прав или со средствами законного устранения ограничений использования софта. Кстати, новые правила работы реестра содержат более туманные формулировки. Ссылаясь на члена экспертного совета, издание пишет, что теперь разработчики могут приложить к заявке не продукт целиком, а только его элементы, что существенно затруднит экспертизу.

Страсти вокруг реестра

В 2016 году достоянием общественности стало президента НП «Руссофт» Валентина Макарова директору департамента развития высоких технологий Минкомсвязи Дмитрию Чернову, которое касалось непрозрачности процедуры принятия решений о включении программных продуктов в реестр. По мнению Макарова, члены экспертного совета не всегда могут «избежать разночтений, ошибок, конфликта интересов при вынесении решений». Однако предложенная им возможность создания процедуры апелляций, в том числе с привлечением независимых экспертов, пока осталась нереализованной.

На непрозрачность процедуры включения в реестр указывали и другие участники рынка. Компания «ИСЕТ Девелопмент» оспаривала решение Минкомсвязи об отказе включить в реестр антивирусное решение Eset. В октябре 2016 года суд вынес решение в пользу ведомства, мотивировав это тем, что «ИСЕТ Девелопмент» не имеет сертификата для разработки ПО, в котором реализованы функции защиты конфиденциальной информации. Участники рынка посчитали это формальной причиной и предположили, что реальная заключается в том, что «ИСЕТ Девелопмент» как дочерняя компания словацкого производителя не смогла доказать, что ее продукт является российским. В подтверждение этому глава Минкомсвязи Никифоров поприветствовал решение суда, отметив, что довольно часто зарубежные компании пытаются представить свои разработки через дочерние структуры в России, чтобы включить их в реестр.

Наглядный пример: в августе в реестре российского ПО был продукт американской компании Hewlett Packard Enterprise. «Русская» версия программы ArcSight носит название «Ankey SIEM». При этом указано, что исключительные права на ПО и все его компоненты принадлежат разработчику ООО «Газинформсервис». В HPE открыто , что таким образом они локализуют свои продукты для продажи их в государственные структуры.

На этом фоне интересно выглядят сообщения о том, что в реестр не вошла операционная система «ОСь», разработанная «дочкой» «Ростеха», компанией НЦИ. Основанием для отказа: НЦИ не предоставил экспертному совету документы, подтверждающие исключительные права на систему, а также лицензию ФСТЭК. История достаточно громкая, поэтому скажу только основное. В самой НЦИ , что «ОСь» основана на свободном программном обеспечении и программных модулях собственной разработки. Однако по члена экспертного совета Натальи Касперской, в заявке, напротив, было указано, что это проприетарное ПО. Как будет развиваться ситуация - покажет время, а пока НЦИ подал заявку.

Есть и другие интригующие случаи: так, в июне 2016 года без каких-либо комментариев со стороны Минкомсвязи из реестра ранее включенные в него продукты на базе решений IBM и EMC, в том числе разработки «КРОКа», «Логики Бизнеса» («дочка» «АйТи»), «К-МИС», «Метамодель групп» и др. Сам факт, что продукты были исключены из реестра, а не получили отказ по итогам рассмотрения заявки, свидетельствовал о незрелости процедур работы экспертного совета на тот момент.

Миллиарды мимо бюджета

Десятки миллиардов рублей ежегодно необоснованно уходят к иностранным производителям ПО, Минкомсвязь. В связи с этим ведомство совместно с ФАС намеревается жестко наказывать госструктуры и компании с государственным участием, использующим зарубежный софт при наличии российских аналогов. В мае Николай Никифоров предложил и вовсе обложить налогом такие госучреждения, размер сбора может составить 5% стоимости на то иностранное ПО, которое можно было бы заменить отечественным.

Что и говорить, переход от софта мировых производителей на разработки своих соотечественников - дело нешуточное. Необходимость тратить время и ресурсы на проекты по миграции на новое ПО, а также риски таких проектов отпугивают заказчиков и толкают их на поиск обходных путей. Широко практика приобретения вычислительной техники с предустановленным софтом, а также «завуалированной» закупки иностранных программных продуктов под видом услуг, например, SaaS, аренды оборудования с предустановленным софтом или техподдержки, включающей обновление ПО.

После вступления в силу изменений, касающихся работы реестра, такие схемы работать больше не будут. Заказчиков обяжут закупать ПО отдельно от вычислительной техники, и таким образом ограничения нельзя будет обойти. Это обернется дополнительными расходами на миграцию на отечественный софт, но в некоторых случаях часть затрат компенсируется за счет меньшей стоимости российских разработок.

Не числом, а умением

На сегодняшний день реестр содержит сведения более чем о 4000 программных продуктах, которые официально признаны российскими. С учетом того, что реестр задуман как инструмент реализации импортозамещения, а не просто как перечень всех имеющихся ИТ-продуктов российского происхождения, крайне важно обеспечить объективную оценку соответствия ПО требованиям госзаказчиков. Но это сделать очень трудно, и вот почему. Действующая на данный момент процедура подачи заявки не предполагает какой-либо экспертизы на предмет соответствия программных продуктов тем или иным требованиям заказчиков. Иначе говоря, задача экспертного совета - подтвердить или опровергнуть российское происхождение ПО, а уж его функциональность, надежность, безопасность остаются на совести разработчика. Госзаказчикам не позавидуешь: даже несмотря на поддержку Минкомсвязи (методические материалы, таблица соответствия российского ПО иностранным аналогам и т. п.), задача выбора программных продуктов, мягко говоря, затруднена. Если уж совсем образно выразиться, то это выбор одного из сотен «котов в мешке».

Обозначенная министерством перспектива качественного роста реестра внушает надежду, что в будущем к программным продуктам, претендующим на включение в него, будут предъявляться более развернутые требования, соответствующие интересам заказчиков. Разработчикам при этом придется сфокусироваться не столько на организационных вопросах, сколько на функциональности своего ПО, на что потребуется и время, и немалые затраты. Но в итоге повысится конкурентоспособность и клиентоориентированность продуктов, а от этого выиграют все.

Созданного в рамках мер, принимаемых государством с целью ограничить закупки импортного ПО в госструктурах и компаниях с госучастием. Реестр заработал с 1 января 2016 года. Итак. 21 сентября 2016 года министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Николай Никифоров допустил возможность расширения действия отечественного реестра программного обеспечения на весь Евразийский экономический союз.

Свое мнение министр выразил выступая на ежегодной 33-й Всемирной конференции Международной ассоциации научных парков и зон инновационного развития (IASP) «Единое технологическое пространство Евразийского экономического союза (ЕАЭС): модель для сборки».

В ходе дискуссии участники конференции обсуждали вопросы влияния регионализации на мировую экономику, механизмы и возможности стран ЕАЭС в развитии технопарков и инновационных кластеров. Отметили необходимость повышения статуса технопарков и инновационных кластеров, их перехода из национального в международный формат.

Участники дискуссии затронули вопрос выработки единой позиции по ряду аспектов национальных законодательств для совместной работы в ЕАЭС. В частности, главаМинкомсвязи России сообщил, что недавно Правительство РФ приняло постановление, закрепляющее за российскими производителями ценовую преференцию в объеме 15% при поставках продукции и услуг государственным компаниям. Он также рассказал об опыте развития реестра отечественного программного обеспечения и предложил представителям стран союза рассмотреть возможность создания аналогичных механизмов в своих законодательствах.

Реестр российского ПО пополнился 645 новыми программными продуктами

В рамках пятого очного заседания в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ, экспертный совет по российскому программному обеспечению в сентябре 2016 года проголосовал за включение 645 новых продуктов в единый реестр российского ПО, т.о. в реестр российского ПО включено уже 1823 программных продукта.

Добавленные программные продукты были признаны соответствующими требованиям, установленным пунктом 5 правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, утвержденных постановлением Правительства РФ №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 16 ноября 2015 г.

Экспертный совет по российскому ПО является постоянно действующим органом, который проводит экспертизу заявлений компаний на включение сведений об их программных продуктах в единый реестр российского ПО. В состав совета входят представители федеральных органов исполнительной власти, институтов инновационного развития, а также ассоциаций российских разработчиков ПО. Представители ведомств не могут иметь в нем более 40% голосов, при этом представители ИТ-индустрии, в чьих интересах реализуется реформа, должны иметь не менее 50% голосов. Решения совета принимаются простым большинством голосов его членов, участвующих в заседании, в том числе дистанционно. При равенстве голосов решающим является голос председателя.

Разработчик требует от Никифорова включить в реестр российского ПО продукт на импортной платформе

Компания «Летограф», разработчик одноименного продукта для создания систем управления документами, направляла письмо министру связи Николаю Никифорову, требуя пересмотреть решение о включении своего продукта в реестр российского ПО.

Приказ об отказе включить «Летограф» в реестр Минкомсвязи выпустило в мае и опубликовало в августе 2016 года. Гендиректор компании Глеб Лукин сообщил TAdviser, что «Летограф» отправляла в ведомство запрос о причине отказа, и свое решение Минкомсвязи обосновало тем, что ключевая функциональность заявленного «Летограф» программного обеспечения реализована на иностранной проприетарной платформе Ensemble.

В «Летограф» заявляют, что такое основание отказа не предусмотрено законодательством. Система управления документами «Летограф» полностью удовлетворяет требованиям, указанным в федеральном законе от 29.06.2015 №188-ФЗ и статье 14 федерального закона и является полностью отечественной разработкой, констатируют в компании.

Гендиректор «Летограф» Глеб Лукин не согласен с решением Минкомсвязи об отказе включить продукт компании в реестр

В № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статья 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» сформулированы требования для отечественного ПО. В своем письме Никифорову «Летограф» поясняет, что их ПО соответствует соответствии всем пунктам, включающим наличие исключительных прав на ПО у российской компании, свободное распространение на территории РФ, размер отчислений за иностранные компоненты, не превышающие 30% выручки от реализации продукта, а также отсутствие в ПО сведений, составляющих государственную тайну.

Там же говорится, что продукт содержит более 500 МБ программного кода, написанного российскими разработчиками и принадлежащего отечественной коммерческой организации.

В письме министру «Летограф» обращает внимание на то, что все СЭД, представленные на отечественном рынке, для функционирования требуют СУБД, разработанной третьей компанией, и в реестр включены продукты, использующие импортные СУБД, такие как Microsoft SQL Serverили Oracle. В пример разработчик приводит СЭД «Е1 Евфрат» и «Дело». В свою очередь, «Летограф» является полностью отечественным решением, использующим в качестве СУБД решения InterSystems Cache или Ensemble, говорится в письме.

В ответ на письмо Николаю Никифорову «Летограф» получила письмо от замдиректора департамента развития высоких технологий Минкомсвязи Иннокентия Дементьева, который порекомендовал компании повторно подать заявку, устранив причины, по которым ранее было отказано во включении сведений о программных продукте в реестр, либо приложив к заявке разъяснения по вопросу соответствия продукта требованиям, установленным правилами.

Ранее, в марте члены Экспертного совета по российскому ПО при Минкомсвязи на одном из заседаний договорились не пускать в реестр решения, если их ключевое свойство базируется не на отечественных технологиях, даже если в целом формально оно удовлетворяет законодательно закрепленным критериям «российскости» . Эту политику планировалось применять, в том числе, и к ПО с открытым кодом.

В связи с этим из реестра российского ПО позже было удалено несколько уже включенных в него продуктов, в отношении которых выяснилось их принципиальное зарубежное происхождение .

Откровения разработчика: «Шансов сразу попасть в реестр российского ПО немного»

В компании «Элар», специализирующейся на создании, оснащении и наполнении электронных архивов и других ИТ-услугах, рассказали о «подводных камнях», с которыми столкнулись в процессе подачи и рассмотрения заявки на попадание в реестр российского ПО. В приказах об отказе включить программные продукты в единый реестр, впервые опубликованныхМинкомсвязи в июле 2016 года, числятся три решения «Элар»: «АИС Элар-Архив», «Элар-СААД» и «ЭЛАР-Документопоток».

Формально заявки на включение программных продуктов компании в реестр были отклонены из-за наличия в дистрибутивах программных компонентов иностранного происхождения и отсутствия некоторых документов, подтверждающих право собственности компании на ПО, объяснил TAdviser руководитель департамента маркетинга «Элар» Артем Вартанян. Однако, такое «несоответствие» требованиям – следствие того, что процедура внесения в реестр отечественного ПО непрозрачна, заявил он.

Отсутствие прозрачности механизма включения ПО в реестр отмечали и некоторые другие разработчики, получившие отказы (см. ниже в подразделе «Кого и за что не пускают в реестр отечественного ПО»)

Разработчики и собственники, подавая заявки в Минкомсвязь, опираются на следующие документы, поясняет представитель «Элар». Во-первых, на Федеральный закон РФ от 29 июня 2015 г. № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и статью 14 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в котором сформулированы требования для отечественного софта. Во-вторых, на «Правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». В-третьих, на «Порядок подачи заявления для включения сведений о программном обеспечении в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных».

Ни в одном из этих документов не сказано о требованиях к дистрибутивам или, например, о том, что для доказательства собственности на ПО необходимо предоставить штатное расписание, которое убедит комиссию, что именно наши программисты писали код, отметил Артем Вартанян в разговоре с TAdviser.

Кого и за что не пускают в реестр отечественного ПО

В августе 2016 года Минкомсвязи опубликовало серию приказов об отказе включить программные продукты в единый реестр российского ПО. В 12 таких документах, выпущенных в разное время с февраля по май, числятся порядка 230 продуктов. Среди наиболее известных компаний и продуктов в списках, – «Крок» с корпоративной СЭД, «дочка» ГК «АйТи» «Логика Бизнеса» с несколькими решениями в области электронного документооборота, решение для мониторинга СМИ «Медиалогия», ряд продуктов «МСВСфера» «Национального центра поддержки и разработки», WorksPad «дочки» «АйТи» «Лаборатория Корпоративной Мобильности», пакет офисных приложений «ИволгаПРО» и другие.

Причины отказов о внесении всех этих программ в реестр Минкомсвязи не поясняет. Ранее имели место прецеденты , когда продукты исключались из реестра, поскольку базировались на иностранных технологиях. Например, два продукта «Логики Бизнеса» – «Логика ЕСМ ASL.СЭД» и «Логика ЕСМ ASL. Электронный архив» сначала были включены в реестр, а потом исключены из него, поскольку эксперты обнаружили в них использующиеся технологии IBM. На момент публикации приказов об отказе в реестре числятся три других продукта «Логики Бизнеса». В компании заявили TAdviser, что процесс регистрации ещё идет, и компания будет готова комментировать это сразу по завершению.

Аналогичная судьба и по той же причине – использование ПО IBM – постигла продукт «Карельская медицинская информационная система» компании «К-МИС». Также из реестра была удалена платформа электронного документооборота «М1: ЕСМ Платформа» компании«Метамодель групп», базирующаяся на продуктах EMC.

В Минкомсвязи не объясняют причины отказа включать продукты в реестр

«Крок» ранее сообщал о получении сертификации EMC на продукт с таким же названием, как у поданного в реестр, базирующийся на платформе EMC Documentum, и получившего отказ. В компании не уточнили TAdviser, продукт на базе какой платформы подавали в реестр, но отметили, что это решение собственной разработки, отвечающее требованиям Минкомсвязи.

Игорь Никулин, директор департамента информационных технологий «Крок», сообщил TAdviser, что компания планирует дождаться официального уведомления и продолжить взаимодействие с коллегами из Минкомсвязи: «Мы заинтересованы в том, чтобы в реестре было опубликовано максимальное количество наших программных разработок, ведь широта выбора и здоровая конкуренция в интересах самих заказчиков».

В свою очередь, решения «МСВСфера», не попавшие в реестр, основаны на продуктах Red Hat. Ранее члены Экспертного совета по российскому ПО при Минкомсвязи, принимающего решения о включении ПО в реестр, договаривались не пускать в него продукты, в том числе, с открытым кодом, если их ключевое свойство базируется не на отечественных технологиях .

Что касается продукта «ИволгаПРО», ранее СМИ писали о наличии связи этого продукта с продуктами латвийской компании Ascensio CIA (бренд OnlyOfice). В компании «Новые коммуникационные технологии» – разработчике «ИволгаПРО» – заявили TAdviser, что решение Минкомсвязи им не понятно. Письменных обоснований отказа компания не получала и может «только гадать», что послужило его причиной. Возможно, дело в несовершенстве механизма включения ПО в реестр: «механизм включения ПО в реестр очень закрытый и непрозрачный», считает гендиректор компании Лев Баннов. Он добавил, что с вынесенным решением компания не согласна.

Отказ не поменял планы компании, добавил Лев Баннов. Главные задачи остаются прежними – сделать конкурентноспособный продукт и найти свое место в мировой системе разделения труда. При этом в создание чисто российской системы разделения труда в области программного обеспечения топ-менеджер не верит: «Это фикция и самообман. Все программы, включенные в реестр, имеют импортные компоненты. Просто почему – то одни считаются российскими, а другие нет». Он добавил, что «Новые коммуникационные технологии» подождут развития ситуации.

Часть продуктов могла оказаться в отказных списках в связи с неправильно оформленными или поданными документами или еще какими-то организационными причинами. Так, например, было в случае с решением «Барс.ЖКХ». Это решение числится в списках «отказников», но по факту на момент их публикации присутствует в реестре. В «Барс Груп» объяснили TAdviser, что причины, по которым это решение оказалось в списке отказников по включению в реестр, носят исключительно организационный характер.

В случае с решением «КриптоПро CSP (версия 4.0)», которое есть в списках, но также присутствует в реестре, отказ в регистрации был сделан по просьбе самой компании-разработчика в соответствии с письмом об ошибочной повторной подаче заявки.

Из Реестра удалены программные оболочки для платформ IBM и EMC

8 июня 2016 года стало известно об удалении из Реестра отечественного ПО, курируемогоМинкомсвязи, ряда программных продуктов по факту их зарубежного происхождения .

В “список изгоев” попали:

  • «Логика ЕСМ ASL.СЭД» и «Логика ЕСМ ASL. Электронный архив» компании «Логика бизнеса» (входит в группу «Айти»),
  • «Карельская медицинская информационная система» компании «К-МИС» и
  • «М1: ЕСМ Платформа» компании «Метамодель групп».

Первые три продукта внесены в реестр в начале апреля 2016 года, последний - в конце апреля.

Поводом к принятию такого решения стали «вновь выяснившиеся сведения о специфике работы данного ПО», указывающие на платформы зарубежных вендоров в основе свойств этих программ: IBM и EMC, а значит заявители в Реестр не обладают на них исключительными правами и не контролируют их.

Официальных сообщений ведомства об удалении ПО из реестра не было, но анализ прежних и действующих списков программ Реестра указывает на отсутствие в нем перечисленных продуктов.

По мнению источника издания CNews, рассматриваемый софт попал в Реестр по ошибке и недосмотру. Он подчеркнул – ответственный эксперт, дающий предварительное заключение о соответствии ПО критериям «чистокровности», в каждом из четырех случаев был свой. То есть речи о чьем-либо системном злонамеренном попустительстве не идет.

Эксперт считает, что Минкомсвязи, издавая приказ о внесении продуктов в реестр (по всей видимости, речь идет о «транше», когда в списки попали решения на IBM), было осведомлено о происходящем, но механически завершило формальный процесс.

Партнерские решения на базе SAP будут претендовать на попадание в реестр российского ПО

SAP с рядом российских партнеров обсуждает, как совместить свое программное обеспечение с их продуктами, чтобы в составе партнерских решений оно могло войти в реестр российского программного обеспечения, рассказал TAdviser в марте 2016 года Рольф Шуман (Rolf Schumann), CTO SAP в регионе EMEA&MEE (подробнее).

84 новых продукта, включая ПО Abbyy, «МойОфис», Dr. Web, Docsvision

18 февраля в Минкомсвязи под председательством министра Николая Никифорова состоялось очное заседание экспертного совета по российскому программному обеспечению. По его итогам в реестр отечественного ПО вошли 84 новых продукта.

В списке оказались продукты таких разработчиков как Cognitive Technologies, Dr. Web, «Барс Груп», «Новые облачные технологии», «Прогноз», «1С-Битрикс», «Доксвижн», «1С», «Альт Линукс» и др. По продуктам двух последних упомянутых разработчиков число позиций для включения в реестр было сокращено, рассказал TAdviser источник, близкий к экспертному совету.

По состоянию на середину февраля поступило более 700 заявлений о внесении сведений о программном обеспечении в реестр российского ПО

В реестре российского ПО теперь представлены следующие классы программных продуктов: операционные системы, системы управления процессами организации, СУБД, средства обеспечения облачных и распределительных вычислений, средства виртуализации и СХД, серверное и связующее ПО, поисковые системы, системы мониторинга и управления, средства обеспечения информационной безопасности, офисные приложения, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением, лингвистическое программное обеспечение.

В числе продуктов, вошедших в реестр, – «1С-Битрикс: Управление сайтом» (несколько версий),«1С-Битрикс24», ABBYY FineReader, ABBYY Lingvo, ABBYY Comparator, Dr.Web Desktop Security Suite, Dr.Web Katana, Prognoz Platform, система Docsvision, «1С: ERP Управление предприятием 8», «1С:Бухгалтерия 8», «1С:Розница 8», «МойОфис Почта», Digital Design: Защищенная мобильность, Барс ЖКХ, БАРС.Мониторинг – Образование, «Альт Линукс КДесктоп», «Альт Линукс 7.0 Кентавр» и др.

По некоторым заявкам было принято решение об отказе во включении в реестр. Источник TAdviser говорит, что во многих случаях это произошло еще до вынесения заявок на рассмотрение экспертного совета, в основном, по причине несоответствия электронной подписи, которой подписываются заявки.

Другой близкий к экспертному совету источник TAdviser отмечает, что часть продуктов столкнулась с отказом из-за того, что разработчики не предоставили с документами сам программный продукт, чтобы его можно было посмотреть, а в некоторых случаях – из-за того, что конечные бенефициары ПО не являются российскими лицами.

Антивирусы ESET могут попасть в реестр

5 февраля 2016 года стало известно о том, что программное обеспечение ESET может быть признано российским. ООО «Исет девелопмент» предложило включить свой продукт комплексного антивирусного решения в реестр отечественного ПО (подробнее).

Первые продукты в реестре российского ПО

1 февраля 2016 года министр связи Николай Никифоров подписал приказ о включении первых трех программных продуктов в единый реестр российского ПО. Одним из них стала система управления базами данных «Ред База Данных» от «Ред Софт», разработанная на базе ПО с открытым кодом Firebird. Она используется в более чем в 30 органах государственной власти и государственных организациях, более чем в 150 банках. Крупнейшим клиентом «Ред База Данных» в госсекторе является ФССП.

Другие два продукта, включенные в реестр, – «1С: Школа. Информатика. 11 класс» и «1С: Школа. Русский язык. 5-6 класс. Лексикология» от «1С-Паблишинг».

Решение о включении продуктов в реестр было принято в ходе заочного заседания Экспертного совета по российскому ПО, в состав которого входят представители федеральных органов исполнительной власти, институтов инновационного развития, а также ассоциаций российских разработчиков ПО. Решения совета принимаются простым большинством голосов его членов. По итогам голосования указанные программные продукты были признаны соответствующими требованиям, установленным пятым пунктом правил формирования реестра.

EMC Documentum претендует на попадание в реестр

В январе 2016 года EMC запустила процесс регистрации ряда партнерских наработок на базе своей платформы Documentum в реестре отечественного программного обеспечения, рассказалВячеслав Кадников, региональный директор EMC ECD (Enterprise Content Division) по Восточной Европе, России и СНГ (подробнее).

Регулирование работы реестра

Утверждение правил формирования реестра

Правила формирования реестра утверждены постановлением Правительства от 16 ноября 2015 года № 1236.

До подписания постановления Правительства у Минкомсвязи не было полномочий заниматься реестром. С подписанием документа министерство становится ответственным за реестр, объяснила TAdviser Евгения Василенко, исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков программного обеспечения (АРПП “Отечественный софт”).

“Времени до 1 января мало, а задач много. Минкомсвязи нужно принять нормативку, определить правила работы экспертного совета, назначить оператора реестра. Нужно разработать и утвердитьклассификатор ПО. Создать информационную систему реестра”, – говорит Василенко.

Ассоциация, по ее словам, готова активно участвовать в этих задачах.

“Классификатор уже делаем и передадим Минкомсвязи. К созданию информационной системы готовы подключаться, но тут нужна конкретика, которую можно выработать совместно с регулятором. Предварительно мы в АРПП обсудили, что готовы безвозмездно реализовать систему и передать министерству, если будем совместно над ней работать, в первую очередь, в части формализации требований к системе”, – добавляет директор АРПП.

В Минкомсвязи обещают ответить на вопросы о формировании реестра после публикации постановления Правительства.

Закон о создании реестра

Создание реестра российского ПО закреплено федеральным законом, подписанным президентом Владимиром Путиным в июне 2015 года.

ФЗ определяет критерии, которым должно соответствовать ПО, чтобы попасть в данный реестр. В их числе:

  • исключительное право на ПО на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права должно принадлежать: РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию; российской НКО, высший орган управления которой формируется прямо или косвенно РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями или россиянами и которая не признается контролируемой иностранным лицом российской организацией; российской коммерческой организации с суммарной долей прямого или косвенного участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, НКО и прямого или косвенного участия граждан РФ более 50%; гражданину РФ;
  • ПО доступно в свободной продаже;
  • общая сумма выплат по лицензионным и иным договорам, предусматривающим предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, выполнение работ, оказание услуг, использованных для разработки, адаптации и модификации ПО, в пользу иностранных лиц, контролируемых ими российских организаций, агентов, представителей иностранных лиц и контролируемых ими российских организаций составляет менее 30% от выручки правообладателя от реализации ПО за календарный год;
  • сведения о правообладателе ПО внесены в реестр аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий;
  • сведения о ПО не составляют гостайну и сами программы или базы данных не содержат сведений, составляющих гостайну.

Решения о включении конкретного программного обеспечения в реестр отечественного ПО будет принимать экспертный совет, который сформирует Минкомсвязи.

Минкомсвязи назначено ответственным за реестр постановлением Правительства, подписанным премьер-министром Дмитрием Медведевым в ноябре 2015 года. Постановление накладывает ограничения на закупки импортного софта в госорганах и компаниях с госучастием, если аналогичное программное обеспечение содержится в реестре.

Программные продукты, включенные в реестр

Реестр российского программного обеспечения

Название Класс ПО (в терминологии реестра) Дата внесения
1 Ред База Данных СУБД 29 января 2016 года
2 1С:Школа. Русский язык, 5–6 класс. Лексикология Системы управления процессами организации, 29 января 2016 года
3 1С:Школа. Информатика, 11 класс 29 января 2016 года
4 ABBYY ScanDifFinder SDK Библиотеки подпрограмм (SDK), лингвистическое программное обеспечение, 20 февраля 2016 года
5 Альт Линукс 7.0 Кентавр Утилиты и драйверы, средства подготовки исполнимого кода, средства версионного контроля исходного кода, средства обеспечения облачных и распределенных вычислений, средства виртуализации и системы хранения данных, среды разработки, тестирования и отладки, операционные системы 20 февраля 2016 года
6 1С:Комплексная автоматизация 8 Cистемы управления процессами организации 20 февраля 2016 года
7 Электронный периодический справочник “Система Гарант” Информационные системы для решения специфических отраслевых задач, прикладное программное обеспечение общего назначения, поисковые системы, базы данных, офисные приложения 20 февраля 2016 года
8 Альт Линукс КДесктоп Среды разработки, тестирования и отладки, утилиты и драйверы, средства версионного контроля исходного кода, средства обеспечения облачных и распределенных вычислений, средства виртуализации и системы хранения данных, операционные системы, средства подготовки исполнимого кода 20 февраля 2016 года
9 Е1 Евфрат Офисные приложения, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, прикладное программное обеспечение общего назначения, 20 февраля 2016 года
10 Альт Линукс СПТ Cредства подготовки исполнимого кода, средства обеспечения облачных и распределенных вычислений, средства виртуализации и системы хранения данных, утилиты и драйверы, среды разработки, тестирования и отладки, средства версионного контроля исходного кода, операционные системы 20 февраля 2016 года
11 ABBYY PassportReader SDK Библиотеки подпрограмм (SDK), системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, лингвистическое программное обеспечение 20 февраля 2016 года
12 ABBYY FineReader Банк Лингвистическое программное обеспечение, информационные системы для решения специфических отраслевых задач, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года
13 ABBYY Scan Station Cистемы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года
14 ABBYY Screenshot Reader 20 февраля 2016 года
15 ABBYY Business Card Reader Офисные приложения, лингвистическое программное обеспечение 20 февраля 2016 года
16 ABBYY Recognition Server Лингвистическое программное обеспечение, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года
17 ABBYY Lingvo Лингвистическое программное обеспечение 20 февраля 2016 года
18 ABBYY Comparator Лингвистическое программное обеспечение, офисные приложения 20 февраля 2016 года
19 ABBYY PDF Transformer Прикладное программное обеспечение общего назначения, офисные приложения, лингвистическое программное обеспечение 20 февраля 2016 года
20 ABBYY FineReader Офисные приложения, лингвистическое программное обеспечение, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года
21 1С-Битрикс24 (Компания) Офисные приложения, системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года
22 1С-Битрикс24 (Проект+) Офисные приложения, системы управления процессами организации, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением 20 февраля 2016 года
23 1С-Битрикс24 (Команда) Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением, системы управления процессами организации, офисные приложения 20 февраля 2016 года
24 1С-Битрикс24 (Холдинг) Офисные приложения, системы управления процессами организации, системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года
25 1С-Битрикс24 (Корпоративный портал) Системы управления процессами организации, офисные приложения, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением 20 февраля 2016 года
26 1С-Битрикс: Управление сайтом – Энтерпрайз Системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года
27 1С-Битрикс: Управление сайтом – Бизнес Системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года
28 1С-Битрикс: Управление сайтом – Эксперт Системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года
29 1С-Битрикс: Управление сайтом – Малый бизнес Системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года
30 1С-Битрикс: Управление сайтом – Стандарт Системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года
31 Информационно-справочная система “Кодекс” системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, офисные приложения, поисковые системы, системы управления базами данных, прикладное программное обеспечение общего назначения, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
32 Учет претензионно-исковой деятельности Прикладное программное обеспечение общего назначения, поисковые системы, информационные системы для решения специфических отраслевых задач, системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года
33 Мобильное рабочее место Руководителя Прикладное программное обеспечение общего назначения, офисные приложения, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года
34 Защищенная мобильность Средства обеспечения информационной безопасности, системы управления процессами организации, прикладное программное обеспечение общего назначения, офисные приложения 20 февраля 2016 года
35 1С-Битрикс: Управление сайтом – Старт Системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года
36 Docsvision Системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением, системы управления процессами организации 20 февраля 2016 года
37 RAIDIX 4.0 Операционные системы, серверное и связующее программное обеспечение, средства обеспечения облачных и распределенных вычислений, средства виртуализации и системы хранения данных 20 февраля 2016 года
38 Dr.Web CureIt! Прикладное программное обеспечение общего назначения, средства обеспечения информационной безопасности 20 февраля 2016 года
39 Dr.Web Katana 20 февраля 2016 года
40 Dr.Web CureNet! 20 февраля 2016 года
41 Dr.Web Mobile Security Suite Средства обеспечения информационной безопасности, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года
42 Dr.Web Gateway Security Suite Серверное и связующее программное обеспечение, средства обеспечения информационной безопасности, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года
43 Dr.Web Mail Security Suite Серверное и связующее программное обеспечение, прикладное программное обеспечение общего назначения, средства обеспечения информационной безопасности 20 февраля 2016 года
44 БАРС.Образование – Электронный колледж Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
45 БАРС.Образование – Электронная школа Прикладное программное обеспечение общего назначения, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
46 Dr.Web Server Security Suite Средства обеспечения информационной безопасности, серверное и связующее программное обеспечение, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года
47 Dr.Web Desktop Security Suite Средства обеспечения информационной безопасности, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года
48 Dr.Web Enterprise Security Suite Средства обеспечения информационной безопасности, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года
49 БАРС.ЖКХ Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
50 БАРС.Инвентаризация Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года
51 БАРС.Стройкомплекс Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением 20 февраля 2016 года
52 БАРС.Стройкомплекс – КапСтрой Информационные системы для решения специфических отраслевых задач, системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года
53 БАРС.Стройкомплекс – Контроль и Надзор Информационные системы для решения специфических отраслевых задач, системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года
54 БАРС.Портал – Образование Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
55 БАРС.Портал – ЖКХ Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
56 БАРС.Эффективный Регион Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года
57 БАРС.Мониторинг – Эффективность Управления Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года
58 БАРС.Мониторинг – Энергоэффективность Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года
59 БАРС.Мониторинг – Транспорт Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года
60 БАРС.Мониторинг – Сельское хозяйство Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года
61 БАРС.Мониторинг – Образование Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года
62 БАРС.Мониторинг-Молодежная Политика, Спорт Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года
63 БАРС.Мониторинг – Медицинское Страхование Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года
64 БАРС.Мониторинг – Культура Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 20 февраля 2016 года
65 БАРС.Образование – Электронный детский сад Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
66 БАРС.Управление собственностью Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
67 БАРС.Энергоэффективность Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
68 БАРС.ЖКХ – Биллинговый центр Информационные системы для решения специфических отраслевых задач, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года
69 Prognoz Platform 20 февраля 2016 года
70 1С: Розница 8 20 февраля 2016 года
71 1С: Театр Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
72 1С: ERP Управление предприятием 8 Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
73 МойОфис Почта Офисные приложения 20 февраля 2016 года
74 Комплекс автоматизации свода отчетности (КАСО) Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, прикладное программное обеспечение общего назначения, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
75 Глонасс Контроль и учет транспорта Серверное и связующее программное обеспечение, системы мониторинга и управления, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
76 1С:Бухгалтерия 8 Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
77 1С: Школа. История Средних веков, 6 класс Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
78 TrueConf Server Офисные приложения, прикладное программное обеспечение общего назначения, серверное и связующее программное обеспечение 20 февраля 2016 года
79 1С: Библиотека Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
80 1С: Школа. Информатика. 10 класс Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
81 ИС РПГУ Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
82 IndorCAD/Road Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
83 Algorius Net Viewer 20 февраля 2016 года
84 Algorius Net Watcher Системы мониторинга и управления 20 февраля 2016 года
85 1С:Музей Системы управления процессами организации, информационные системы для решения специфических отраслевых задач 20 февраля 2016 года
86 Система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота («Дело») Средства обеспечения информационной безопасности, системы управления процессами организации, библиотеки подпрограмм (SDK), офисные приложения, прикладное программное обеспечение общего назначения 20 февраля 2016 года
87 RP-server Среды разработки, тестирования и отладки, средства подготовки исполнимого кода, средства версионного контроля исходного кода, библиотеки подпрограмм (SDK) 20 февраля 2016 года

Актуальный состав реестра доступен на сайте Минкомсвязи по

5) российской коммерческой организации без преобладающего иностранного участия. Коммерческая организация является такой, если более 50 процентов в ней составляет суммарная доля прямого и (или) косвенного участия:

  • Российской Федерации,
  • муниципальных образований,
  • граждан Российской Федерации.

6) гражданину Российской Федерации.

Требование 2. ПО правомерно введено в гражданский оборот на территории Российской Федерации. Экземпляры ПО либо права его использования свободно реализуются на всей территории Российской Федерации.

Требование 3. Это требование относится к общей сумме выплат за календарный год по лицензионным и иным договорам (независимо от вида договора).

Речь идет о договорах, которые:

1) предусматривают предоставление прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, выполнение работ, оказание услуг;

2) связаны с разработкой, адаптацией и модификацией программного обеспечения и заключены для разработки, адаптации и модификации программного обеспечения;

3) предполагают выплаты:

  • иностранным юридическим и (или) физическим лиц, контролируемым ими российским коммерческим и (или) некоммерческим организациям,
  • агентам, представителям иностранных лиц и контролируемым ими российским коммерческим и (или) некоммерческим организациям.

Общая сумма выплат таким лицам за календарный год должна быть менее 30 процентов выручки правообладателя (правообладателей) ПО от его реализации (включая предоставление прав использования).

Требование 4. Сведения о ПО не составляют государственную тайну, и оно не содержит сведений, которые ее составляют.

Требование 5. ПО отвечает требованиям безопасности информации. То есть должен быть сертификат системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации. Порядок его выдачи устанавливает Правительство РФ.

Это требование касается только ПО, в составе которого реализованы функции защиты конфиденциальной информации.

Требование 6. Есть лицензия на осуществление деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации, если:

  • в составе ПО реализованы функции защиты конфиденциальной информации.

Кто может внести сведения в Реестр

Обратиться в уполномоченный орган (Минкомсвязь России) с заявлением о включении сведений в Реестр может правообладатель ПО или лицо, которое уполномочено всеми правообладателями (п. 9 Правил).

Если исключительное право на ПО принадлежит Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, то заявление подает соответственно:

  • федеральный орган исполнительной власти,
  • орган исполнительной власти субъекта РФ,
  • орган местного самоуправления или
  • организация, которая осуществляет управление (распоряжение) таким правом.

Чтобы организация или физическое лицо смогли внести сведения о ПО в Реестр, у нее должны быть:

Учетная запись в ЕСИА

Она нужна для того, чтобы подать документы через официальный сайт Реестра. Это возможно только после авторизации в личном кабинете через ЕСИА.

Если правообладатель - физическое лицо, то достаточно его подтвержденной учетной записи в ЕСИА. С юрлицом сложнее - необходимо зарегистрировать его учетную запись. Для этого нужно, чтобы:

  • у юрлица был квалифицированный сертификат электронной подписи, выпущенный на руководителя организации, а
  • у руководителя была подтвержденная учетная запись в качестве физического лица в ЕСИА.

Чтобы создать учетную запись юрлица в ЕСИА, руководителю необходимо в личном кабинете портала Госуслуг :

1) перейти на вкладку «Организации»,

2) выбрать пункт «Создать учетную запись организации»,

3) заполнить предлагаемую форму и

4) снова подтвердить ее квалифицированной электронной подписью.

Усиленная квалифицированная электронная подпись

Она нужна для того, чтобы подписать заявление на внесение сведений о ПО в Реестр.

Если правообладатель - физическое лицо, то заявление нужно подписать личной усиленной квалифицированной электронной подписью.

Если правообладатель - юридическое лицо, то речь уже идет об усиленной квалифицированной электронной подписи организации в лице ее руководителя или уполномоченного лица (на основании доверенности).

Как подать заявление

Чтобы внести сведения о ПО в Реестр, необходимо представить в Минкомсвязь России соответствующее заявление и прилагаемые к нему документы и материалы (п. 14 Правил).

Для этого нужно заполнить электронные формы, которые размещены на официальном сайте реестра reestr.minsvyaz.ru (приказ Минкомсвязи России от 31 декабря 2015 г. № 614 «Об определении официального сайта оператора единого реестра российских программ для ЭВМ и баз данных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"»).

Это можно будет сделать после того, как заявитель (п. 14 Правил).

Сведения, документы и материалы, необходимые для подачи заявления (согласно разделу IV Порядка подачи заявления для внесения сведений о ПО в Реестр ):

1. Название ПО. Нужно указать текущее название программного обеспечения (без номеров версий продукта).

2. Предыдущие и (или) альтернативные названия ПО. Это поле можно не заполнять.

3. Код (коды) продукции. Нужно указать один или несколько кодов ОКПД 2. Их описание приведено в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).

4. Класс (классы) ПО, которому (которым) соответствует ПО. Нужно указать один или несколько классов ПО. При этом под классом ПО понимают группу, которая:

  • объединяет ПО, имеющее аналогичные функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики, и
  • определяется по классификатору (его утвердил Минкомсвязи России приказом от 31 декабря 2015 г. № 621).

Такое определение дано в пункте 2 Правил.

Порядок, которым нужно руководствоваться, чтобы определить класс (классы), утвержден приказом от 31 декабря 2015 г. № 622.

В классификаторе использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2-4 цифровых знаков.

ПО соответствует нескольким классам, если полностью или частично отвечает функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам таких классов.

5. Статус правообладателя. Здесь нужно выбрать один или несколько пунктов из списка:

  • российская коммерческая организация;
  • российская коммерческая организация, имеющая в цепочке владения иностранных лиц (иностранные организации или трасты);
  • российская некоммерческая организация;
  • гражданин Российской Федерации.

6. Сведения о правообладателях ПО. Содержание зависит от статуса правообладателя:

1) в отношении гражданина нужно указать:

  • фамилию, имя, отчество,
  • наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность,
  • адрес регистрации по месту жительства (пребывания) или, если такая регистрация отсутствует, - адрес места фактического проживания;

2) в отношении организации нужно указать полное наименование, ОГРН и ИНН.

7. Сведения о долях прямого и косвенного участия в правообладателе:

  • Российской Федерации,
  • субъектов Российской Федерации,
  • муниципальных образований,
  • российских некоммерческих организаций без преобладающего иностранного участия и
  • граждан Российской Федерации.

Это поле нужно заполнить в двух случаях - если исключительное право на ПО принадлежит правообладателю :

  • «российская коммерческая организация» или
  • «российская коммерческая организация, имеющая в цепочке владения иностранных лиц».

В первом случае нужно указать конечных владельцев (российских граждан) и размеры их долей.

Во втором случае необходимо раскрыть всю цепочку владения в форме таблицы и загрузить сканированные выписки (или иные документы) из реестров соответствующих государств.

Сведения нужно заполнить в отношении всех конечных бенефициаров (российских граждан), которые владеют более 5 процентами уставного капитала организации-правообладателя.

Отдельное правило установлено для случая, когда такие бенефициары совокупно владеют менее 50 процентами уставного капитала (т. е. проверить критерий о принадлежности исключительного права невозможно). В такой ситуации необходимо включить сведения о российских гражданах, владеющих долями менее 5 процентов. Сделать это нужно так, чтобы заявление содержало сведения о российских гражданах, которые владеют в совокупности более 50 процентами уставного капитала организации-правообладателя. То есть представлять информацию обо всех конечных бенефициарах - российских гражданах не обязательно.

8. Адрес электронной почты и номер телефона для связи с заявителем. Необходимо указать действующие контакты для направления уведомлений и запросов о предоставлении дополнительной информации.

9. Адрес страницы сайта правообладателя в Интернете с документацией, которая содержит описание функциональных характеристик ПО и информацию для его установки и эксплуатации. Речь идет о пользовательской документации.

10. Статус лица, подписывающего заявление. В этом поле нужно выбрать одну позицию из списка:

  • представитель правообладателя, действующий на основании доверенности;
  • лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени правообладателя, являющегося юридическим лицом;
  • правообладатель, являющийся гражданином Российской Федерации.

11. Документ, который подтверждает полномочия лица, подписывающего заявление (если заявление на включение сведений в Реестр подписывает представитель по доверенности). Речь идет о доверенности с полномочиями на осуществление действий от имени правообладателя (правообладателей) ПО. Заявителю необходимо загрузить сканированную версию доверенности в формате pdf.

12. Копия устава правообладателя ПО (если заявление подает организация). Необходимо загрузить сканированную версию устава в формате pdf. Сделать это нужно одним файлом.

13. Экземпляр ПО. В данном разделе необходимо предоставить действующую ссылку на скачивание дистрибутива ПО. Также нужно приложить инструкцию (в виде одного документа в произвольной форме) по скачиванию и установке. Она должна включать (при необходимости) лицензионный ключ (серийный номер) для активации.

14. Документы, которые подтверждают, что ПО отвечает требованию о принадлежности исключительного права (если заявление подает ). Необходимо загрузить:

  • файл с описанием цепочки владения в форме таблицы (в произвольной форме) и
  • сканированную версию выписок (или иных документов) из реестров соответствующих государств, подтверждающих данные таблицы.

15. Сведения об основаниях возникновения у правообладателя (правообладателей) исключительного права на ПО на территории всего мира и на весь срок действия исключительного права. Это поле нужно заполнить в текстовом виде (в произвольной форме).

Основанием возникновения исключительного права могут быть, например, собственная разработка (создание служебного произведения) или приобретение исключительного права.

16. Документация с описанием функциональных характеристик ПО и информацией для его установки и эксплуатации. Эту документацию необходимо загрузить в текстовом формате.

17. Документация, которая содержит:

1) описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла ПО, в том числе:

  • устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации ПО,
  • совершенствование ПО;

2) информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки.

Эту документацию также необходимо загрузить в текстовом формате.

18. Иные документы. Заявитель может приложить любые документы, которые подтверждают, что продукт соответствует критериям российского ПО и классу ПО.

Заявитель должен (п. 14 Правил).

Кто и как включает сведения о ПО в Реестр

В процессе включения сведений о ПО в Реестр, кроме , можно выделить еще трех действующих лиц.

1. Минкомсвязи России. Это уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по формированию и ведению Реестра. Минкомсвязи России принимает решения о включении сведений о ПО в Реестр и об их исключении из него.

2. Оператор реестра. Он занимается непосредственно ведением Реестра.

Минкомсвязи России привлекает оператора в порядке Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) (п. 6 Правил). Он должен отвечать двум условиям:

  • иметь регистрацию на территории РФ;
  • иметь право получать обязательный экземпляр ПО.

Этим условиям отвечают три организации, перечисленные в статье 13 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов»:

  • Межотраслевой научно-исследовательский институт «Интеграл»;
  • Научно-технический центр «Информрегистр»;
  • Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина.

Оператор из числа своих работников определяет лиц, уполномоченных на включение в реестр сведений, их изменение и (или) исключение из реестра (п. 7 Правил).

3. Экспертный совет по российскому ПО. Его создает Минкомсвязи России для того, чтобы проводить экспертизу при включении сведений о ПО в Реестр (п. 8 Правил, приказ Минкомсвязи России от 30 декабря 2015 г. № 615 «Об утверждении Положения об Экспертном совете по Российскому программному обеспечению при Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации»).

Процесс включения сведений о ПО в Реестр можно условно разделить на девять этапов.

Этап 1. Уполномоченный орган проверяет заявление и прилагаемые к нему документы и материалы в течение 10 рабочих дней со дня поступления (п. 16 Правил).

Этап 2. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления запрашивает у органов государственной власти документы и информацию, подтверждающую сведения в заявлении и прилагаемых к нему документах и материалах (п. 20 Правил).

Этап 3. Уполномоченный орган регистрирует заявление (п. 19 Правил).

Заявителю откажут в регистрации, если (п. 17 Правил):

  • он нарушил Правила;
  • уполномоченный орган в течение 12 месяцев до поступления заявления уже:
  • отказывал заявителю во включении сведений в Реестр из-за того, что тот представил подложные документы, материалы и (или) недостоверные сведения (подп. «а» п. 27 Правил), или
  • исключил сведения из Реестра по той же причине (подп. «в» п. 33 Правил).

После того как заявитель устранит причины, указанные в первом пункте, он сможет повторно подать заявление (п. 18 Правил).

Этап 4. Оператор реестра в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации заявления, размещает его в открытом доступе на официальном сайте (п. 19 Правил). При этом персональные данные (при наличии) обезличивают.

Этап 5. Экспертный совет рассматривает заявление в течение 30 рабочих дней со дня его регистрации и утверждает экспертное заключение (п. 21 Правил). Оно должно содержать выводы о том, соответствует ли ПО:

Этап 6. Экспертное заключение передают оператору системы в течение одного рабочего дня со дня его утверждения (п. 21 Правил).

Этап 7. Оператор реестра размещает экспертное заключение в открытом доступе на официальном сайте (п. 21 Правил).

Этап 8. Уполномоченный орган принимает решение о включении сведений о ПО в Реестр. Он это должен сделать:

  • в течение 65 рабочих дней со дня регистрации заявления, но
  • не позднее 10 рабочих дней со дня, когда экспертный совет утвердил экспертное заключение.

Указанное решение издают в форме приказа Минкомсвязи России (п. 25 Правил).

Уполномоченный орган может отказать во включении сведений о ПО в Реестр по трем основаниям (п. 27 Правил):

  • заявитель представил подложные документы, материалы и (или) недостоверные сведения;
  • заявитель не представил в течение 30 рабочих дней пояснения и (или) документы по запросу экспертного совета (п. 22 Правил), если без них невозможно подтвердить достоверность представленных сведений и (или) подлинность представленных документов;

Этап 9. Оператор реестра:

  • размещает решение уполномоченного органа на официальном сайте и информирует о нем заявителя по адресу электронной почты, который указан в заявлении (п. 28 Правил);
  • включает сведения о ПО в Реестр (п. 29 Правил).

Оператор должен это сделать в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда уполномоченный орган примет решение.

Операционный директор сервиса «Онлайн Патент » Алина Акиншина по просьбе сайт подготовила подробную инструкцию о том, как попасть в реестр российского программного обеспечения и каким компаниям это будет полезно.

Алина Акиншина. Фото предоставлено Softline Venture Partners

С 1 января 2016 года в России вступил в действие закон, предписывающий создание реестра российского программного обеспечения и определяющий критерии определения отечественного происхождения программного обеспечения. Сама по себе цель создания реестра проста — расширение использования российского ПО и оказание государственной поддержки правообладателям ПО.

«Закон об импортозамещении» дает широкие возможности резидентам IT-кластера «Сколково» (и другим российским разработчикам софта) быстро организовать продажи в рамках тендеров на поставку ПО в предприятия и организации, которым предписано пользоваться российским софтом.

В своей колонке Алина Акиншина поясняет, какие действия предстоит предпринять на каждом этапе, чтобы как можно быстрее оказаться в реестре российского ПО, а также предостерегает от частых ошибок. Это поможет разработчикам сэкономить время и деньги на процедуре подачи заявок и последующего оформления.

Лайфхак: если вам некогда читать большой текст с массой подробностей, вы можете проскролить его до таблицы. Она объясняет итерации и дает представление о количестве времени, которое нужно затратить на прохождение основных этапов попадания в реестр отечественного ПО.

Зачем это надо?

Для начала — небольшая вводная о природе реестра российского ПО. Закон наделил правительство правом устанавливать запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, а также работ и услуг, выполняемых и оказываемых иностранными лицами. Отныне правительство может ограничивать допуск этих товаров, работ и услуг для участия в госзакупках. Это означает, что госзаказчик обязан в первую очередь искать необходимые ему программные продукты в специальном списке российского ПО. Если же нужного решения в реестре нет, потребуется подготовить мотивированное обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.

Правила формирования и ведения реестра, а также перечень документов, необходимых для внесения в него, устанавливаются вышеупомянутым постановлением.

Каков порядок?

Первая хорошая новость: заявление в Минкомсвязь на внесение в реестр —бесплатное. Оно действительно не стоит ничего, но, скажу честно, успешно собрать все документы и все правильно заполнить — задача не из простых. Поэтому в самом начале затеи с попыткой включения ПО в реестр вам предстоит решить, что важнее проекту — сэкономить деньги и взять на себя повышенные риски, связанные с весьма вероятным отказом включать ваш продукт в реестр, или заплатить экспертам, которые не раз успешно проделывали такую операцию. Вторая хорошая новость: заявление можно подать онлайн, через электронную форму на официальном сайте reestr.minsvyaz.ru . Это сведет к минимуму последствия столкновений с бюрократией.

Теперь рассмотрим каждый шаг процесса подачи заявления и внесения в реестр во всех подробностях.

Шаг №0. Для подачи заявления и физическому, и юридическому лицу необходимо авторизоваться в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Для этого делаете следующее:

0.1. Проверяете наличие у организации ключа ЭЦП, выданного центром, аккредитованным Минкомсвязи (https://e-trust.gosuslugi.ru/CA). Если такого ключа ЭЦП нет - нужно будет его получить. Обычно процедура получения ключа занимает от нескольких дней до недели и стоит в пределах 5-10 тыс. руб.

0.2. Проверить наличие личной учетной записи руководителя организации (именно руководителя физического лица) в ЕСИА (Единой системе идентификации и аутентификации). Если ее нет - то создать (но в принципе речь об учетке на портале Госуслуг, скорее всего, она у вас есть). Оформляется такая учетная запись бесплатно.

0.3. Создать учетную запись юридического лица в ЕСИА, для этого:

— в вашем личном кабинете физического лица на портале Госуслуг перейти на вкладку «Организации»,

— выбрать пункт «Создать учетную запись организации»,

— заполнить предлагаемую форму, подтвердить ее ключом ЭЦП организации.

Итак, все отлично и вам удалось зарегистрироваться. Заходите на сайт https://reestr.minsvyaz.ru/ , нажимаете на «Подать заявление. Формы для заполнения заявления о включении сведений о программном обеспечении в реестр, загрузки документов и материалов». Далее — собственно, заполняете заявление о включении сведений о программном обеспечении в реестр, загрузки документов и материалов. Заполнение происходит онлайн, интерфейс весьма дружелюбный.

Шаг № 1. Сформулируйте название вашего программного обеспечения. Здесь же можно указать предыдущие и альтернативные названия, если таковые имеются.

Шаг № 2. Теперь потребуется ваше программное обеспечение классифицировать, причем сразу по двум классификаторам, не очень хорошо связанным между собой. Как прокомментировал один из наших коллег-заявителей, «приведенные классификаторы разумному анализу не поддаются, надо думать вместе». Однако, даже если думать вместе, однозначно классифицировать ПО получается не всегда. К счастью, вы имеете возможность относить ПО сразу к нескольким классам. Посмотреть информацию в классификаторах — Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности и классификатором, утвержденным Минкомсвязи — можно здесь: http://minsvyaz.ru/ru/documents/5072/ . В подборе вам может помочь также сайт Ассоциации российских производителей программ (АРПП) «Отечественный софт»: http://www.arppsoft.ru/catalog/71/ . Его ценность в том, что вы можете увидеть «одноклассников» вашей программы — кандидатов на попадание в реестр.

Шаг № 3. Берете карточку компании и копируете все основные данные: наименование, ОГРН, ИНН. Указываете доли физлиц-собственников компании. Прикладываете копию Устава в действующей редакции. Главное, что здесь требуется от вас — предельная внимательность, так как исправление ошибок в заявке будет возможно только по специальному запросу.

Специалистам, принимающим решение о включении той или иной разработки в реестр, будет интересно, кем является правообладатель: российской коммерческой организацией (РКО); РКО, имеющей в цепочке владения иностранных лиц; российской некоммерческой организацией; гражданином РФ. Если организация имеет в цепочке владения иностранных лиц, потребуется раскрыть всю эту цепочку в форме таблицы и загрузить отсканированные выписки из реестров соответствующих государств. Сведения собираются в отношении всех конечных бенефициаров (российских граждан), которые владеют более 5% уставного капитала организации-правообладателя.

От бухгалтерии правообладателя могут потребоваться сведения, подтверждающие тот факт, что общая сумма выплат за календарный год по лицензионным и иным договорам на предоставление прав на ПО в пользу иностранных лиц составляет менее 30% выручки правообладателя софта от его реализации.

Минкомсвязи также потребует данные о статусе лица, подписывающего заявление, и документ, подтверждающий его полномочия. Этим лицом может быть представитель правообладателя, действующий по доверенности (в таком случае потребуется загрузить сканированную версию доверенности), лицо, имеющее право действовать от имени правообладателя без доверенности (то есть в том случае, если заявление подписывается генеральным директором, никаких дополнительных доверенностей не требуется) или же сам правообладатель.

В завершение необходимо указать адрес электронной почты и номер телефона, по которому будет осуществляться связь с заявителем. По этим контактным данным будут направляться уведомления и запросы о предоставлении дополнительной информации.

После этого сведения о правообладателе вносятся в реестр, чему уже можно порадоваться.

Шаг №4. Внесите сведения о программном продукте. Прежде всего потребуется указать ссылку на страницу сайта правообладателя в сети Интернет, где размещена документация, содержащая описание функциональных характеристик программного обеспечения, а также информация, необходимую для эксплуатации и совершенствования программы. Иными словами, необходимо дать действующую ссылку на страницу с пользовательской информацией софта.

Помимо всего прочего, необходимо предоставить доступ к экземпляру ПО — прикрепить ссылку на скачивание дистрибутива софта. Следует приложить инструкцию по скачиванию и установке, обеспечить для экспертов возможность анализа вашего ПО — то есть, например, предоставить тестовый лицензионный ключ.

Особое внимание стоит уделить пункту об основаниях возникновения исключительного права на программу за заявителем (например, собственная разработка, служебное произведение, приобретение исключительного права). Это поле можно заполнить в произвольной форме, но главное - убедительно, так как экспертному совету предстоит разобраться, действительно ли вы имеете права на данное ПО. Большим плюсом здесь будет свидетельство о регистрации программы для ЭВМ в Роспатенте, так как оно имеет юридическую силу и презумпцию достоверности сведений.

В том случае, если в составе ПО реализованы функции защиты конфиденциальной информации, потребуется предоставить дополнительные данные. Соответствие софта требованиям безопасности информации должно быть подтверждено особым сертификатом системы сертификации средств защиты информации по требованиям безопасности информации. Также следует подтвердить, что правообладатель имеет лицензию на осуществление деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации.

Шаг №5. Подача заявления заканчивается подписанием его электронной цифровой подписью, выданной удостоверяющим центром, аккредитованным Минкомсвязью, и отправкой на рассмотрение.

Что происходит после подачи заявления?

Минкомсвязи будет проверять заявку по формальным основаниям, затем заявление либо зарегистрируют, либо откажут в регистрации со ссылкой на определенный пункт «Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». В последнем случае заявителю стоит исправить нарушения и подать заявление повторно.

Также на первом этапе проверяется, верно ли указаны бенефициары. Если данные были сфальсифицированы, повторную заявку нельзя будет подать раньше, чем через год.

Как только заявление будет зарегистрировано, сведения об этом в течение суток будут опубликованы на сайте реестра без указания персональных данных заявителя. После этого заявка передается в экспертный совет, который в течение 30 рабочих дней готовит заключение и передает его в Минкомсвязь. В этот период времени заявителю могут направляться уточняющие запросы, которые возобновляют 30-дневный срок. В итоге экспертный совет публикует свое заключение на сайте реестра, которое затем в течение 10 дней утверждается приказом Минкомсвязи. После принятия положительного решения софт вносится в реестр российского ПО в течение суток. Если же заявка была отклонена, оспорить такое решение можно в течение 3 месяцев в суде.

Подробные сведения о процедуре рассмотрения со ссылками на регламентирующие их пункты Правил формирования и ведения единого Реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных обобщены в таблице:

Название