Компьютеры Windows Интернет

Визуализируем результаты опроса с помощью Excel. Анкетирование и его результаты в диаграммах Определяем тип сравнения

При описании результатов эмпирического исследования обычно приводится большое количество фактического и цифрового материала. Наглядность ему придает использование таблиц и схем.

Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонтали и вертикали наборы количественных и качественных данных. При описании результатов эмпирического исследования обычно приводится большое количество фактического и цифрового материала. Наглядность ему придает использование таблиц и схем.

Таблицы представляют собой упорядоченные по горизонтали и вертикали наборы количественных и качественных данных.

Таблицу следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы слева, справа, сверху и снизу ограничиваются линиями. Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Номер следует размещать в правом верхнем углу после слова «Таблица» (например, Таблица 1). Допускается нумерация таблиц как сквозная - по всей работе, так и в пределах раздела. Если в работе одна таблица, ее не нумеруют.

В таблицах рекомендуется использовать вертикальные линии для более четкого разделения столбцов или делать промежутки между столбцами не менее 4 мм. Горизонтальные линии следует использовать только для выделения главных разделов таблицы. Однако, когда колонки таблицы содержат цифры, чтение затрудняется; тогда можно использовать разделяющие линии (Куликов, 2001, с. 116).

Таблица должна иметь номер и заголовок. Номер ставится сразу после слова «Таблица». Заголовок помещается ниже слова «Таблица». Слово «Таблица» и заголовок начинаются с прописной (большой) буквы, точка в конце заголовка не ставится. Кавычки для выделения слова «Таблица» или названия таблицы не используются.

Графы строк и столбцов таблицы также должны иметь заголовки, начинающиеся с прописных (больших) букв, подзаголовки - со строчных, если последние подчиняются заголовку. Заголовки граф указываются в единственном числе. Графу «№ п/п» (номер по порядку) в таблицу включать не следует. Если заголовки граф очень длинные, то они могут быть заменены краткими условными сокращениями или цифрами, пояснения которых должны быть помещены в текст заглавия всей таблицы.

Таблица - Распределение общей дисперсии (в %) каузальной атрибуции в зависимости от трех критериальных параметров (по данным Л. МакАртура)
(Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер-Пресс; М.: Смысл, 2003. С. 642)

Стандартный вид таблиц для представления первичных результатов: по строкам - испытуемые, по столбцам - значения измеренных параметров. В таблицах целесообразно размещать сводные итоги статистической обработки, а также другие типы систематизированных данных.

При переносе таблицы на другую страницу ее заголовки следует повторить и над ней размещают слова «Продолжение таблицы», с указанием ее номера. Если заголовки таблицы велики, допускается их не повторять: в этом случае следует пронумеровать графы и повторить их нумерацию на следующей странице. Основой заголовок таблицы не повторяют.

Если цифровые или иные данные в какой-либо строке таблицы отсутствуют, то ставится прочерк. Если все показатели, приведенные в таблице, выражены в одной единице измерения, то ее обозначение указывается в пояснительном тексте заголовка таблицы. Если все показатели, приведенные в какой-либо графе, выражены в одних и тех же единицах измерения, то ее обозначение помещается в скобках после заголовка графы. Заменять кавычками повторяющиеся в таблице элементы - цифры, знаки и др. - не допускается. При наличии в тексте небольшого по объему цифрового материала его нецелесообразно оформлять в таблицу, а следует давать в виде текста, располагая цифровые данные в колонки.

Нет необходимости в тексте повторять все коэффициенты и числовые критерии, представленные в таблице. Выделите в тексте, комментирующем таблицу, наиболее важные показатели, на которые должен обратить внимание читатель, подтверждающие вашу гипотезу и выводы.

Выделите курсивом соответствующие статистические символы, например, t, р, F и т.п.).

Для представления эмпирических данных полезно использовать такие графические формы, как диаграммы, гистограммы, полигоны распределения, а также различные графики. Их следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если в указанном месте они не помещаются.

Зависимости изучаемых параметров наглядно могут отражать графики.

График представляет собой линию, которая изображает зависимость между переменными. На осях откладываются значения изучаемых количественных показателей. При использовании двумерного графика по оси абсцисс обычно размешают независимую переменную, по оси ординат - зависимую переменную.

1. График и текст должны взаимно дополнять друг друга.
2. График должен быть понятен «сам по себе» и включать все необходимые обозначения.
3. На одном графике не разрешается изображать больше четырех кривых.
4. Линии на графике должны отражать значимость параметра, важнейшие необходимо обозначать цифрами.
5. Надписи на осях следует располагать внизу и слева.
6. Точки на разных линиях принято обозначать кружками, квадратами и треугольниками (Куликов, 2001, с. 116).


Рис. 1. График. Возрастная динамика изменения значимости протестной мотивации употребления водки и других крепких спиртных напитков («Употребляю, потому что мне запрещают») среди юношей и девушек (%)
(Собкин B.C., Адамчук Д.В. Особенности употребления алкоголя в подростковой среде // Вестник практической психологии образования. 2006. № 1 (6))

Диаграммы используются главным образом для изображения соотношения между величинами.

Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т.п.), площади которых пропорциональны величинам. Совмещенные диаграммы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат. Секторная диаграмма - диаграмма, в которой числа (обычно проценты) изображены в виде круговых секторов.


Рис. 2. Диаграмма. Отношение выпускников к ЕГЭ (в целом по республике)
(Мартынова Т.Ф., Павлова Л.E. Социологический опрос выпускников в контексте организации эксперимента по введению ЕГЭ в Республике Саха (Якутия) // Психология образования: региональный опыт. Материалы Второй национальной научно-практической конференции. М., 2005)

Разновидностью диаграмм является гистограмма. Гистограмма - это столбчатая диаграмма, состоящая из вертикальных прямоугольников, расположенных основаниями на одной прямой (например, оси абсцисс).

Гистограммы часто используются для графического представления плотности распределения (частотного распределения), при котором число случаев в классе изображается в виде вертикальных полос (столбиков, полос). По оси абсцисс откладывают значения наблюдаемой величины, а по оси ординат - ее частоты (отношение числа наблюдений, попавших в данный промежуток, к числу всех наблюдений) в каждом из промежутков, деленные на длину промежутков. В результате получается ступенчатая линия (Куликов, 2001, с. 114).


Рис. 3. Гистограмма. Возрастная динамика юношей и девушек, употребляющих алкоголь на территории школы (% от числа учащихся, употребляющих спиртные напитки)
(Собкин B.C., Адамчук Д.В. Особенности употребления алкоголя в подростковой среде // Вестник практической психологии образования. 2006. № 1 (6))

Аналог диаграммы - полигон. Этот графический способ отображения данных преимущественно используется для изображения дискретных рядов.

Диаграммы и профили представляют результаты диагностики с использованием многопараметрических (многокомпонентных) тестов или тестовых наборов. Они позволяют в наглядной форме показать индивидуальные и усредненные оценки по тестам или по факторам.

Для отображения корреляционных связей между параметрами можно использовать схему, которая называется корреляционной плеядой. Параметры изображаются кружками, внутри них проставляются номера признаков или сокращенно записывается название признаков (параметра). Если записываются номера, то они должны быть расшифрованы в подписях к рисунку. Линии, соединяющие кружки, кодируют характер корреляционных связей. Например, положительные связи (положительной направленности) могут быть изображены сплошными линиями, отрицательные - прерывистыми, связи достоверные на уровне 5% - одной линией, а достоверные на уровне 1% - двумя линиями. Использованные обозначения должны быть объяснены в тексте под рисунком. Признаки лучше распределять группами, объединяющими их по какому-либо критерию. В центре корреляционной плеяды обычно размещают либо наиболее важный параметр, либо тот, у которого наибольшее число значимых коэффициентов корреляции.

Рис. 4. Полигон. Оцениваемая учителями стабильность различных каузальных факторов успешности занятий определенным предметом и корреляция между выраженностью этого фактора и прогнозируемым учителем успехом школьников, показатели которых репрезентативны для соответствующей подгруппы класса (по данным Ф. Райнберга)
(Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. 2-е изд., перераб. СПб.: Питер-Пресс; М.: Смысл, 2003. С. 687)

Большую наглядность представлению результатов корреляционного анализа придают корреляционные кольца и корреляционные ряды. Подробнее со способами графического представления данных эмпирического исследования можно познакомиться в книге Л.B. Куликова (2001).

Все иллюстрации, графики, диаграммы в работе обозначаются как рисунки: «Рис. 1», «Рис. 2» и т.д. Они должны иметь названия, которые помещаются под ними после слов «Рис. 1» (или 2, 3 и т.п.). Их необходимо нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всей работы. При необходимости после заголовка помещается текст, поясняющий содержание и обозначения рисунка.

На все таблицы, диаграммы, схемы, иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте. Недооценка словесного описания каждой таблицы, диаграммы, графика считается методической ошибкой. Неверно полагать, что в таблице, на диаграмме «и так все видно». Должны быть названы все сходства и различия, их оценки по величине, даны ссылки на статистическую значимость различий, отмечен размах варьирования показателей, названы наибольшие и наименьшие позиции. Детальное описание данных помогает анализу и обобщению результатов, придает доказательность выводам.

При ссылках на таблицы, следует писать: «в соответствии с данными в таблице 5»; или «как видно из таблицы 5»; или «результаты, приведенные в таблице 5, показывают, что...»; или давать ссылку в скобках: (таблица 5).

При ссылках на рисунки пишется: «как видно на рис. 3»; «как представлено на рис. 6»; или «из рис. 3 видно, что...»; или дается ссылка в скобках (рис. 3) и т.п. Если далее по тексту необходимо повторно обратиться к рисунку, то ссылка к нему делается следующим образом: (см. рис. 6) или (см. рис. 6 на с. 24).

При ссылках на формулы обычно пишется: «...по формуле 3». При ссылках на приложение пишется, например: «данные, полученные в результате первичной обработки, приведены в приложении 1», или: «программа развивающих занятий, использованная в нашей работе, приводится в приложении 2».

При использовании числительных нужно обратить внимание на правильное их написание. Однозначные количественные числительные (от нуля до девяти) пишутся словами, если при них нет единиц измерения. Например: «в двух случаях из восьми» (неправильно - «в 2 случаях из 8»), Многозначные количественные числительные пишутся цифрами. Например: «67 испытуемых» (неправильно - «шестьдесят семь испытуемых»). Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. При этом после сокращенных единиц измерения (миллиметр - мм) точки не ставятся. Количественные числительные при записи арабскими цифрами не имеют падежных окончаний, если сопровождаются существительными. Например, правильно написать «в 30 случаях из 100» (неправильно - «в 30-ти случаях из 100»).

Однозначные и многозначные порядковые числительные часто пишутся словами: «девяносто пятый». Если порядковые числительные записываются арабскими цифрами и склоняются в тексте, для этого существуют определенные правила. Падежные окончания числительных, оканчивающиеся на две гласные, «й» или согласную, состоят из одной буквы. Например, «шестая» - «6-я», а не «6-ая». Падежные окончания числительных, оканчивающихся на гласную, состоят из двух букв. Например, «эксперимент первого типа» - «эксперимент 1-го типа» (а не «1-ого типа» или «1-о типа»).

Представляйте описание качественных показателей и данных в логичной и упорядоченной последовательности, которая сделает их ясными для читателя. В ряде исследований (или на отдельных его этапах) количественные показатели не используются. В этом случае исследователь сообщает об основных тенденциях и темах, которые выявляются при субъективном или объективном анализе полученных качественных данных (продуктов деятельности, описаний, интроспективных отчетов, стенографии интервью). Подзаголовки в анализе таких результатов делают более структурированными для читателя.

Проспект "Здоровье Человека". Когда я расстроюсь, то... 3. Когда я испугаюсь, то... Кафе «Приятного аппетита». Отдых в парке "Помоги себе сам". Вывод: Ежедневно ухаживай за волосами, обувью, одеждой. Прежде чем за стол мне сесть, я подумаю, что съесть. 1. когда я разозлюсь, то... 2 . ЖИЗНЬ=здоровье+семья+ +учёба+друзья. Бульвар "Не болей". Путешествие в страну Здоровья. Формула жизни: 3 остановка. « Площадь Гигиены».

«Зарядка для здоровья» - Я делаю зарядку каждый день, а Игнат не делает. Цель. Отжимания за 1 минуту. Анкета. Приседания за 1 минуту. Мы проводим тестирования физической готовности и здоровья через каждые 5 дней. Рекомендуемый комплекс физической зарядки для ученика 3 класса. Мы проводим тестирования физической готовности через каждые 5 дней. Изменения температуры тела за месяц. Подъем туловища из положения лежа за 1 минуту.

«Личная гигиена» - Дайте ответы на вопросы. Доктор. Лицо. Руки,кроме того,надо мыть ещё перед каждым приёмом пищи. Прочитайте стихотворение. Очень важно следить за чистотой ног. Сомкнутые зубы. После занятий физическими упражнениями необходимо принять душ. Регулярный уход. Берегите зубы. Зачем надо коротко стричь ногти. Мытьё. Уход за зубами. Что делают дети на рисунках,чтобы быть чистыми. Чищу зубы утром и вечером.

«Зубная паста» - Сила нажима щетки на зубы должна быть мягкой и вибрирующей. Результаты анкеты Вопрос №1 Какой зубной пастой вы пользуетесь? Когда появилась первая зубная паста? Вопрос №4 С каким вкусом вам нравится зубная паста? Методы исследования: У наших зубов есть три основных врага. Исследовательская работа на тему: Как правильно выбрать зубную пасту? Как зубная паста попала в тюбик? Оценка степени защиты мела зубной пастой.

«Мой любимый вид спорта» - Арболет. Соревнования по скачкам впервые проводились в Греции. Работу выполнила Ученица 3 класса «Б» Сударева Юля. В Международной федерации состоит около 60 государств (1991). Датой рождения футбола считается 1863 год. Фигурное катание. Работу выполнила Ученица 3 класса Б Анна Овчинникова. Неоднократные чемпионы мира, Европы и СССР. Работа ученицы 3 Б класса Ковылиной Полины. Конный спорт один из наиболее зрелищных и привлекательных видов спорта.

«Утренняя зарядка» - Дружеская поддержка и взаимопонимание. Как правильно составить комплексы утренней зарядки. Зарядкой утром ты займись. Чем полезна зарядка. Зарядка. Утренняя зарядка для учащихся. Методы исследования. Утренняя гимнастика, зарядка - это комплекс физических упражнений. Утренняя зарядка нацелена на то, чтобы дети проснулись. Зачем нужна утренняя зарядка. Комплекс утренней зарядки. Утренняя зарядка. Тема исследования посвящёна утренней зарядке.

Любую информацию легче воспринимать, если она представлена наглядно. Это особенно актуально, когда мы имеем дело с числовыми данными. Их необходимо сопоставить, сравнить. Оптимальный вариант представления – диаграммы. Будем работать в программе Excel.

Так же мы научимся создавать динамические диаграммы и графики, которые автоматически обновляют свои показатели в зависимости от изменения данных. По ссылке в конце статьи можно скачать шаблон-образец в качестве примера.

Как построить диаграмму по таблице в Excel?

Выберем другой стиль диаграммы (вкладка «Конструктор» - «Стили диаграмм»).



Как добавить данные в диаграмму в Excel?

Есть более сложный путь добавления новых данных в существующую диаграмму – с помощью меню «Выбор источника данных» (открывается правой кнопкой мыши – «Выбрать данные»).


Когда нажмете «Добавить» (элементы легенды), откроется строка для выбора диапазона данных.

Как поменять местами оси в диаграмме Excel?


Как закрепить элементы управления на диаграмме Excel?

Если очень часто приходится добавлять в гистограмму новые данные, каждый раз менять диапазон неудобно. Оптимальный вариант – сделать динамическую диаграмму, которая будет обновляться автоматически. А чтобы закрепить элементы управления, область данных преобразуем в «умную таблицу».

Мы рассмотрели, как создать «умную таблицу» на основе имеющихся данных. Если перед нами чистый лист, то значения сразу заносим в таблицу: «Вставка» - «Таблица».

Как сделать диаграмму в процентах в Excel?

Представлять информацию в процентах лучше всего с помощью круговых диаграмм.

Исходные данные для примера:


Диаграмма Ганта в Excel

Диаграмма Ганта – это способ представления информации в виде столбиков для иллюстрации многоэтапного мероприятия. Красивый и несложный прием.


Когда вам нужно построит презентабельный отчет финансовой активности предприятия, лучше использовать средства графического представления информации.

Графическое представление информации намного эффективней и быстрей усваивается человеческим зрительным восприятием информации, чем текст и цифры. Легче проводить аналитики, лучше видно ситуацию, как в целом, так и в отдельных деталях.

Простенькая диаграмма Ганта готова. Скачать шаблон с примером в качестве образца.

Готовые примеры графиков и диаграмм в Excel скачать:


Пример как сделать шаблон дашборда для формирования отчета по индексу удовлетворенности клиентов CSAT. Скачать готовый дашборд C-SAT для анализа индексов и показателей.


Пример создания динамического синхронного еженедельного графика вместе с ежедневным. Синхронное отображение двух таймфреймов на одном графике.


Создание простого дашборда для визуальной аналитики по показателям: уровень обслуживания, качество, производительность. Скачать готовый шаблон дашборда – бесплатно.


Пример создания шаблона динамической круговой диаграммы отображения показателей KPI на дашборде. Скачать круговую диаграмму показателей KPI в процентах для дашборда.


Как сделать шаблон, дашборд, диаграмму или график для создания красивого отчета удобного для визуального анализа в Excel? Выбирайте примеры диаграмм с графиками для интерактивной визуализации данных с умных таблиц Excel и используйте их для быстрого принятия правильных решений. Бесплатно скачивайте готовые шаблоны динамических диаграмм для использования их в дашбордах, отчетах или презентациях.

В программе Excel специально разрабатывались диаграммы и графики для реализации визуализации данных.

По дисциплине «Экология»


2.3. Показатели выполнения требований ГОС
для вуза «Иркутский государственный технический университет»
по дисциплине «Экология»

ФЭПО-6 ФЭПО-7 ФЭПО-8 ФЭПО-9 ФЭПО-10
Данные не приводятся, так как образовательное учреждение не принимало участие в программе информационно-аналитического сопровождения Интернет-экзамена в сфере профессионального образования
Количество студентов, принимавших участие в тестировании, – 48 человек Количество студентов, принимавших участие в тестировании, – 139 человек Количество студентов, принимавших участие в тестировании, – 77 человек Количество студентов, принимавших участие в тестировании, – 15 человек
Количество студентов, принимавших участие в ФЭПО и освоивших ГОС, – 7 человек (14,6%) Количество студентов, принимавших участие в ФЭПО и освоивших ГОС, – 76 человек (54,7%) Количество студентов, принимавших участие в ФЭПО и освоивших ГОС, – 28 человек (36,4%) Количество студентов, принимавших участие в ФЭПО и освоивших ГОС, – 5 человек (33,3%)

2.4. Диаграмма результатов тестирования
по вузу «Иркутский государственный технический университет»
по дисциплине «Экология»


3. Мониторинг результатов тестирования студентов ООП вуза
по дисциплине «Экология»

3.1. Результаты тестирования студентов вуза
«Иркутский государственный технический университет»
по дисциплине «Экология» в ФЭПО-10

В данном разделе приводятся показатели выполнения требований ГОС по дисциплине для основных образовательных программ вуза, студенты которых принимали участие в Интернет-экзамене. В качестве показателя выполнения требований ГОС принят процент студентов, освоивших все дидактические единицы (ДЕ) дисциплины. Критериальное значение показателя выполнения требований ГОС равно 50%.



ПРИМЕЧАНИЯ:

1. В таблице красным цветом выделены ООП, у которых показатели освоения ниже критериального значения, то есть ниже 50%.

2.


3.2. Показатели освоения дисциплины «Экология» по Российской Федерации в целом
(по программам вуза, участвовавшим в ФЭПО)

Рис. 4.1. Результаты освоения студентами дисциплины «Экология»


3.3. Мониторинг результатов тестирования студентов
вуза «Иркутский государственный технический университет»
по дисциплине «Экология»

Шифр ООП ООП Процент студентов, освоивших 100% ДЕ дисциплины
ФЭПО-6 ФЭПО-7 ФЭПО-8 ФЭПО-9 ФЭПО-10
080502.65 Экономика и управление на предприятии (по отраслям) 0%
120101.65 Прикладная геодезия 47%
130301.65 Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых *
130302.65 Поиски и разведка подземных вод и инженерно-геологические изыскания 58%
130404.65 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых 80%
140211.65 Электроснабжение 60%
150402.65 Горные машины и оборудование 55%
220301.65 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) 20%
220501.65 Управление качеством 30%
270106.65 Производство строительных материалов, изделий и конструкций 36%
270112.65 Водоснабжение и водоотведение 66%
280101.65 Безопасность жизнедеятельности в техносфере 40%
280201.65 Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов 33%

ПРИМЕЧАНИЯ:

  1. В таблице красным цветом выделены те показатели освоения дисциплины, которые ниже критериального значения, то есть меньше 50%.
  2. Если контингент студентов менее 10 человек, то выводы о соответствии качества подготовки студентов данной ООП требованиям ГОС по дисциплинам не приводятся, так как являются статистически незначимыми (в таблице обозначение «*»).
  3. Обозначение «–» в таблице свидетельствует о том, что студенты данной образовательной программы не принимали участия в тестировании по дисциплине в рамках конкретного этапа ФЭПО.

4. Тематическое наполнение содержания разделов дисциплины «Экология»
в соответствии с требованиями ГОС-II

Без рисунков до нас бы не дошли сведения о древних людях, знания не передавались бы, а язык не эволюционировал.

Графические иллюстрации и диаграммы находят свое место в мире высокоразвитого письма и словесного выражения. В частности, их широко применяют в технологической индустрии. В этой статье представлены самые распространенные диаграммы, с которыми работают тестировщики ПО.

Блок-схемы лучше всего описывают определенные процессы. В них используются специальные символы для каждого задания/действия, которые происходят в рамках процессов. Обычно они содержатся в плане и прочей документации (BRD, FRD).

Распространенные символы и их значение:

Овал - старт и стоп

Прямоугольник - действие или задание

Ромб - решения

Блок-схема - это справочник, который быстро знакомит с программным продуктом. Вот несколько способов применения этой диаграммы.

а) Блок-схема для анализа потока управления и статистики

Цикломатическая сложность - это метрика, которая позволяет определить сложность конкретной программы. Она дает возможность понять, сколько требуется времени на функциональное тестирование до полного покрытия.

Просто создайте блок-схему, как показано ниже, и используйте эту формулу:

: = Число соединений или линий – количество узлов + 2

Узлов - 7, соединений тоже - 7.

Таким образом, цикломатическая сложность: 7-7+2= 2.

Ниже процесс дефект-треккинга представлен в формате блок-схемы. Здесь все также предельно просто:

#2) Диаграмма переходов

Таблицы или диаграммы переходов - аналитические инструменты для комплексных систем, в которых происходит множество переходов из одного состояния в другое. Эти переходы можно сравнить с работой выключателя освещения: вкл/выкл.

Переходные состояния демонстрируют в виде таблицы или диаграммы.

Рассмотрим пример посложнее. Пусть это будет система выдачи балетов.

Пример . Билет, который выдается посредством приложения. Первая часть процесса может включать навигацию в системе через несколько страниц:

Страница 1-> Выберите количество пассажиров - взрослые, дети и люди старшего возраста.

Страница 2-> Выберите тип билета: суточный пропуск, недельный, месячный и т.д.

Страница 3-> Проверка деталей.

Страница 4-> Платеж, и т.д.

Таким образом, может быть много переходов с одной страницы на другую. Диаграммы переходов обычно создаются не для иллюстрации визуальных переходов (это применяется редко), а ключевых элементов системы.

На диаграмме будут видны тестовые сценарии и трансакции пользователей:

Три желтых линии - это три end-to-end кейса, которые охватывают самые важные и часто используемые зоны приложения. Это полезный инструмент для создания тест-кейсов.

#3) Контекстная диаграмма

Приложения редко функционируют как независимые системы. Простые программы (калькуляторы, блокноты и прочие) могут работать сами по себе, но корпоративные приложения чаще совмещаются с другими программными продуктами.

К примету, с зарплатной ведомостью можно работать в бухгалтерском приложении, системе учета человеко-часов и HR-порталах. Контекстная диаграмма наглядно показывает все эти взаимосвязи.

Ниже представлена контекстная диаграмма для системы начисления зарплаты:

Четко виден контекст определенной системы и как с ней соотносятся другие объекты. Эти диаграммы помогают тестировщикам понять систему в более широком смысле; составлять стратегии тестирования, которые включают все эти входящие и исходящие связи с другими объектами. Обычно если во время тестирования представляется возможным составить контекстную диаграмму, это упрощает понимание.

#4) Диаграмма связей:

Каждая идея развивается с добавлением дополнительных нюансов. А с помощью такой диаграммы можно все это отслеживать. Этот вид диаграммы предназначен для начального этапа - проиллюстрировать главную идею и записать каждую производную.

Диаграммы связей используются практически для всего.

Они популярны в индустрии программного обеспечения. К примеру, помогают отслеживать ход исследовательского тестирования. (В случае, если применяется agile, rapid development и другие быстрые методологии разработки ПО).

Пример . Диаграмма для e-commerce-приложения, где отслеживаются следующие аспекты:

Начните с основной идеи, отправной точки - и добавляйте другие. Существует множество удобных (и бесплатных) онлайн-инструментов для создания диаграмм. Например, mindmup.com.

#5) ER-диаграммы (сущность-связь)

ER-диаграммы используются для проектирования баз данных. Они показывают сущности базы данных и их взаимосвязи. Такие диаграммы на начальном этапе выполняют иллюстративную функцию.

Есть множество вариантов ER-диаграмм, простейшая выглядит примерно так:

#6) Бонус: макет

Простые изображения (скриншоты), которые показывают будущую UI-страницу/компонент в диаграмме. Макеты очень помогают в тестировании, т.к. с их помощью можно составить представление о конечном продукте. Таким образом, улучшается проектирование и анализ теста. Как следствие, выше эффективность тестирования.

Это могут быть простые, нарисованные от руки изображения, схемы веб-страниц, или любые другие диаграммы, которые показывают, как будет выглядеть конечный продукт.

Простая схема экрана логина может быть такой:

В большинстве случаев тестировщикам приходится расшифровывать диаграммы, реже - создавать их собственноручно. MS Visio и SmartDraw - полезные инструменты, но если ищете бесплатный и простой инструмент - можете воспользоваться draw.io .

Если у нет доступа к сети, придется взять в руки фломастер и нарисовать диаграмму вручную. Это несколько трудоемкий способ, но от этого не менее эффективный.