Компьютеры Windows Интернет

Компьютерная зависимость. Компьютерные игры и виртуальная реальность. Современная интернет зависимость Зависимые от компьютерных игр

Сложно представить современного человека без компьютера. Ноутбук, планшет и смартфон прочно вошли в жизнь не только взрослых людей, но и детей. Работа с этими приборами помогает познавать новое, быстро находить нужную информацию, быть в зоне доступа, всегда на связи, узнавать последние новости. Однако современные гаджеты несут в себе и негативные стороны для человека. Особенно опасна компьютерная зависимость, которую называют эпидемией современного века.

Суть термина

Компьютерная зависимость является одной из форм аддиктивного поведения. Любая аддикция представляет собой нездоровую тягу к выполнению определенной деятельности. При невозможности осуществить задуманное у индивида начинается абстинентный синдром, то есть «ломка», когда человеку плохо и морально, и физически.

Такая зависимость от компьютера является нехимической аддикцией, то есть нет специального химического вещества, которое провоцирует зависимое поведение, а есть только повторяющиеся действия.

Они носят ритуальный характер: вошли в привычку и полностью человеком не осознаются. Из-за того, что нет мыслительного анализа, контроля над своими действиями, человек теряет счет времени, забывает о важных делах, о самом себе. Все его внимание сосредоточено лишь на виртуальной реальности.

В зависимости от того, чем занят человек за компьютером, выделяют следующие виды компьютерной зависимости :

  • интернет-зависимость – постоянное навязчивое желание находиться онлайн, быть в сети;
  • игровая – зависимость от компьютерных игр;
  • сетевая – тяга общаться через разнообразные социальные сети;
  • познавательная – чрезмерное увлечение новостями, получение новых знаний через интернет;
  • эротическая – поиск романтических отношений и сексуальных впечатлений в сети.

При анализе данного списка может показаться, что познавательная зависимость не несет в себе никакой опасности, а, наоборот, весьма полезна для человека. Но это не так, потому что индивид забывает о реальной жизни, занимается поиском информации, много читает, смотрит видео, но эти знания практически не усваиваются.

Сам человек истощен, мозг его устал, а кроме того, обычно нет должной мотивации для получения такой информации. Индивид просто кликает на заинтересовавшую рекламу, читает статью. На этой странице находятся ссылки на другие материалы, которые провоцируют переход по ним.

Так возникает цепочка действий, по которой пытливый ум движется. Но в результате уставший человек может лишь в общих чертах рассказать о том, что он узнал по данной проблематике. Такие действия непродуктивны, забирают много энергии и не дают должного результата.

Особенно опасна такая зависимость (имеется в виду любой гаджет – компьютер, телефон, планшет) для несформировавшейся детской психики. Учеными доказано, что от длительного воздействия компьютера у ребенка снижается память, гибкость мышления, ухудшается внимание и воображение. Ввели даже специальный термин – «вирус цифрового слабоумия ».

Доказано, что для развития всех зон головного мозга необходим разнообразный опыт. У ребенка, находящегося много времени перед экраном ноутбука, такие ощущения ограничены. Следовательно, не все зоны головного мозга развиваются в должной степени. Их активность ученые сравнивают с функционированием мозга у человека, получившего черепно-мозговую травму или перешагнувшего 70-летний рубеж.

Следовательно, эта зависимость опасна не только тем, что нарушает коммуникацию человека с внешним миром, но и отражается на его психическом развитии в целом.

Отличительные особенности

Признаки компьютерной зависимости – это некие симптомы, которые проявляются у большинства людей, проводящих много времени за компьютером. К ним относят:

  • множество позитивных эмоций от игр и проведения времени за компьютером;
  • депрессия, агрессия, апатия, когда такие действия невозможно осуществить;
  • «выпадение из времени», то есть потеря временной ориентации из-за долгого времяпрепровождения за компьютером;
  • игнорирование близких, общения с ними ради своей зависимости;
  • отсутствие иных хобби и увлечений, кроме компьютерных;
  • ухудшение здоровья (нарушение сна, зрения, проблемы со стороны пищеварительной системы, нарушения осанки) из-за длительной работы за компьютером;
  • финансовые вливания в интернет ради любимого времяпрепровождения (в игры, общение в социальных сетях, совершение покупок);
  • грезы, мечты, фантазии, сны, связанные с данной зависимостью.

Могут проявляться и индивидуальные признаки компьютерной зависимости, в частности ложь близким относительно того, чем человек занимается за компьютером; уход от проблем, то есть неумение их решать другими способами. Кроме того, в зависимости от возраста детей могут быть также разнообразные симптомы зависимости.

Компьютер и дошкольник

Ребенка раннего и среднего дошкольного возраста желательно вообще не допускать к компьютеру. Первое знакомство с ним должно состояться не раньше шести лет. В этом возрасте у ребенка уже сформированы начальные навыки целеполагания и контроля над временем. Он способен работать по инструкции, понимать, для чего осуществляет те или иные действия.

Важно с самого начала донести до малыша важную информацию о том, что компьютер (ноутбук, планшет) не являются средствами развлечения. Они в первую очередь помогают решать рабочие вопросы, учиться, быстро находить нужную информацию.

Шестилетнему ребенку можно предложить развивающие компьютерные игры или приложения (для изучения иностранного языка, алфавита, счета, логики, памяти, мышления, воображения). Взрослый при этом должен находиться рядом и следить, как ребенок выполняет задания, помогать ему. Когда малыш уже освоился в таких играх, родителям все равно не следует оставлять ребенка наедине с гаджетом. Он должен находиться в зоне видимости, ему следует задавать вопросы, просить комментировать действия за компьютером. Это делается с той целью, чтобы ребенок не «заигрался», понимал, где он находится, отслеживал свое текущее состояние.

Дети 4-6 лет должны играть друг с другом, а не за компьютером, так как в этом возрасте именно сюжетно-ролевая игра (в дом, в школу, больницу и т. п.) оказывает основное влияние на психическое и личностное развитие малыша.

В дошкольном возрасте ребенок должен проводить за компьютером не более 20-30 минут в день.

Компьютерная зависимость у детей-дошкольников чаще всего выражается в возникновении разнообразных страхов перед сном . Они жалуются на то, что не могут уснуть, чего-то боятся, но чего, назвать не могут. Становятся капризными и агрессивными. Если такие симптомы проявлены, следует пока оградить малыша от компьютера. Скорее всего, его психика еще не готова к таким нагрузкам. Нужно повторить знакомство с компьютером через несколько месяцев и посмотреть на результат.

Особенности проявления зависимости в младшем школьном возрасте

На смену игре ведущим видом деятельности для детей 7-11 лет становится учеба. Компьютерные технологии могут оказать существенную помощь в освоении школьной программы. Главное, понимать, с какой целью и в каком объеме их использовать. Ребенка следует научить искать нужную информацию в интернете. Для этого предварительно следует изучить весь имеющийся материал, а потом поставить конкретную цель, касающуюся того, что дополнительно посмотреть в интернете. Например, по «Природоведению» проходили комнатные растения, но запомнить, как все выглядят и называются, школьник не успел. Можно дополнительно посмотреть в интернете видеоролик, посвященный комнатным растениям.

Желательно, чтобы родители также участвовали в этом процессе, обсуждали с ребенком увиденное. Младший школьник должен проводить за компьютером не более часа в день, причем это время нужно разбить на два подхода.

Зависимость в этом возрасте уже проявляется в виде некоторых перечисленных ранее симптомов. Так, дети испытывают сильные эмоции за компьютером и без него. Может нарушаться сон, осанка, зрение. Портятся коммуникативные связи, так как ребенок больше времени проводит один дома. В школе такие дети рассеянны, пропускают многое из объяснений учителя, отвлекаются, отстают от сверстников.

Следует отметить, что в младшем школьном возрасте компьютерная зависимость легко поддается коррекции. Дело в том, что в этом возрасте дети равняются на взрослых, ценят их авторитет.

Что же делать родителям, чтобы побороть зависимость их детей? Прежде всего, быть внимательными к своим детям, отслеживать симптомы зависимости. Нельзя безосновательно выгонять ребенка из-за компьютера. Важно объяснить ему, почему вредно долго находиться в компьютерном мире. Родители должны предложить какие-то альтернативные действия, которые нравятся школьнику. Например, сходить всей семьей на каток, в бассейн, на пляж.

Подростковая зависимость

Наиболее часто компьютерная зависимость у детей встречается именно в подростковом возрасте. Дело в том, что в данном кризисном периоде мальчики и девочки часто недовольны собой, родители теряют в их глазах всякий авторитет. Чтобы как-то скрыться от душевных переживаний, подростки уходят в мир компьютерных игр или общения. У таких детей снижается школьная успеваемость, они прогуливают уроки, врут учителям и родителям, могут начать воровать деньги, чтобы вложить их в развитие своего персонажа в играх.

Подросткам следует проводить за компьютером не более 2 часов в день, которые разбиты на 2-3 подхода.

Что делать, если ребенок сидит за компьютером полдня? Прежде всего, родители не должны ничего требовать от подростка, не ставить перед ним ультиматумы. Следует уважать его, принимать и показывать, что его любят, несмотря ни на что. Для того чтобы донести нужную информацию до своего ребенка, следует использовать технику «Я-высказывание». Она заключается в том, что вместо обвинений взрослый говорит о своих чувствах относительно происходящего. Например, вместо того, чтобы сказать «Хватит так долго играть в компьютерные игры!», следует построить фразу следующим образом: «Я переживаю за тебя из-за того, что ты тратишь свое лучшее время на компьютер, а не на реальное общение!». Таким образом, родитель становится наравне со своим ребенком, а не выше его. Подросток в такой ситуации готов к общению.

Пути преодоления

Что же делать людям, которые заметили у себя симптомы такой аддикции, или у их детей такая зависимость начала формироваться?

  • Прежде всего, следует ограничить время, проводимое за компьютером и в сети интернет. Для этого можно использовать таймер или установить специальную программу, которая сама отключит прибор через установленное время.
  • Нужно найти себе интересное дело, увлечение. Желательно, чтобы оно было на природе и вне дома.
  • Пригласить контролера, который поможет избавиться от зависимости. Относительно детей контроль со стороны родителей будет действовать в том случае, если ребята сами пришли к выводу, что зависимость мешает им жить. В ином случае лучше привлечь к этой работе психолога.

Интересно, что создатели известных социальных сетей сами ограничивают свое время пользования ими, а также разрешают своим детям выходить в интернет всего лишь на час в день. Разумное использование средств прогресса свидетельствует о зрелости личности, внимательном отношении к себе и близким. Жизнь не должна проходить вне реальности!

1. Частота игр на компьютере

  • Ежедневно.
  • Через день.
  • Когда скучно и нет никаких дел.

2. Количество часов, проводимых в играх?

  • От 3 часов и более.
  • Максимум 2 часа.
  • До 1 часа.

3. Можете ли вы выйти из игры при необходимости?

  • Не могу.
  • Взависимости от ситуации.
  • Да, без проблем.

4. Как часто тратите свободное время на игры?

  • Всегда или в большинстве случаев.
  • Иногда.
  • Редко.

5. Мешали ли игры посещению важных событий?

  • Да, часто такое бывает.
  • Да, было несколько раз.
  • Нет, не было.

6. Посещают ли вас мысли об играх, когда вы заняты обычными делами?

  • Регулярно.
  • Иногда.

7. Роль компьютерных игр в вашей жизни?

  • Значительная.
  • Достаточно важная.
  • Могу прожить без них.

8. Садитесь ли вы сразу за игры, как приходите домой?

  • Всегда.
  • Иногда.
  • Нет, не сажусь.
  • Вариант «а» — 3 балла.
  • Вариант «б» — 2 балла.
  • Вариант «в» — 1 балл.

От 8 до 12 баллов — выраженные симптомы зависимости отсутствуют.

От 13 до 18 баллов – прослеживается возможная зависимость.

От 19 до 24 баллов — скорее всего, игроман.

Почему у мужа зависимость от игр – выясняю причины компьютерной игровой зависимости

Я даже подумать не могла, что у мужа появится компьютерная одержимость. Вроде проводили много времени вместе, общие интересы, поездки в новые места. Но вот так получилось, теперь необходимо предпринимать только самые решительные действия в борьбе с этим отклонением.

Психолог мне рассказала, что может являться причинами компьютерной зависимости. Главное в понимании того, почему человек уходит с головой в игровую реальностью . Разобравшись с этим, можно в большинстве случаев помочь избавиться от зависимости.

Самая распространенная причина – индивидуальные свойства личности, характера . Например, люди обидчивые, ранимые, депрессивные, с низкой самооценкой, подверженные стрессам обычно уходят от проблем именно способом погружения в компьютер. Им там комфортно, удобно, их никто не достает, не пристает с глупыми вопросами. Они там находят место для своего существования . Такая зона комфорта, из которой уже самостоятельно выйти нет сил. У таких людей возможны трудности с выстраиванием межличностных отношений в коллективе, на работе. Вот подобным способом, не найдя других выходов (но зачастую просто не имея желания что-то поменять), они уходят от реальности , в результате чего формируется зависимость.

Чем хороша параллельная, сетевая реальность? Ответ на поверхности – там все просто. Есть задача, для решения предлагается целый набор инструментов . И даже если ошибка произошла, то она не приведет к негативным последствиям , например, неодобрения начальства, ругани близких людей.

Причина вторая – непринятие себя такого, какой есть, из-за этого чувство одиночества и непонимание со стороны родных . В связи с этим человека преследует чувство напряженности, эмоционального истощения.

Еще одна причина тесно связана с детством и формой воспитания . Здесь есть два варианта – гиперопека или завышенные требования . Два противоположных момента, но они оказывают на психику огромное влияние не в лучшую сторону.

  • В первом случае – человек несамостоятельный, за него все делали родители, сам он не может ступить и шага. Игра же простота в действиях, и предрешенность результата.
  • Во втором варианте — самооценка настолько низка, что выход находится в компьютере, где можно становиться победителем сколько угодно раз, самоутверждаясь за счет вымышленных историй.

Часто бывает так, что человеку не интересна происходящая с ним реальность . «Мне скучно, ничего хорошего не происходит, нечем заняться» — типичные мысли зависимого, который ищет остроту ощущений в сетях. Он не понимает, что от такого нытья ничего не изменится. Для этого нужно приложить усилия – , интереснее, съездить в соседний город, сходить на концерт . Нет, конечно, легче сидеть у компьютера и таращить глаза в танчики. И в этом случае игра – способ заполнить скучный мир.

Что может быть привлекательного в игре? Для меня, человека, который пользуется компьютером для просмотра новостей и работы с нужной информаций, ничего.

А вот для игромана – это целый список преимуществ:

  1. Наличие собственного мирка , который доступен только для него.
  2. Отсутствие ответственности за действия и ошибки.
  3. Полное погружение и уход от реальности .
  4. Многократная возможность исправления допущенных промахов .
  5. Возможность самостоятельно принимать решения и влиять на исход.

Именно этого так не хватает игроманам. И чтобы избавиться от зависимости, родным и близким приходится прилагать огромные усилия, тратить уйму времени, предпринимать кучу попыток, чтобы поменять мировоззрение человека . Это сложно, неимоверно затратно с эмоциональной точки зрения, а иногда и с финансовой. Но оно того стоит, чтобы любимый человек вновь обрел вкус к жизни , не к компьютерной, а реальной.

Что делать, если у человека игровая зависимость – популярные методы лечения зависимости от игр

Методов лечения различных видов игромании много . От привычной помощи психолога и психиатра до нетрадиционных способов, типа посещения буддийских храмов.

Я лишь расскажу о тех, которые помогают не только в рекламе, но и в реальной жизни:

  • . Цель – устранить психологический конфликт, социально реинтегрировать больного. Но главное условие эффективной помощи – согласие больного на проведение сеансов, желание сотрудничать с врачом. Навязывание, давление дадут лишь обратный эффект, усугубят положение дел.
  • Групповая терапия . Все, наверное, представляют, что это. Один психолог и группа людей, желающих вылечиться. Они общаются, каждый рассказывает свою историю, открывает свои эмоции, обсуждает проблемы. Это хорошая возможность открыться людям, не бояться показать, какой ты на самом деле. Потому что все те, кто пришел, можно сказать, находятся в одной лодке – лодке психологической, эмоциональной зависимости. Но здесь тоже основной момент – желание исправить ситуацию, вернуться к нормальной жизни. Если нет желания – результата не будет.
  • Гипноз . Знаю одного человека, которому реально помог этот способ. Но те, кто предлагают услуги по гипнотической помощи, в основном шарлатаны, выманивающие деньги. Так что сложно найти действительно умеющего и знающего человека.
  • Медикаментозное лечение . Лекарства могут служить лишь вспомогательным элементом к основному виду лечения. Так, например, различные
  • БАДы улучшат сон, снимут тревогу, нормализуют психоэмоциональное состояние. Подойдут витаминно-минеральные комплексы, но лучше перед их приемом проконсультироваться с врачом.
  • Кодирование . Ничего сказать не могу, множество клиник предлагают подобные услуги, характеризуя способ как осознание разрушающего действия зависимости, а также тех ситуаций, которые могут возникнуть в результате нее.

Методов лечения много, но в любом из них залог успеха – желание вылечиться, вернуться к нормальной жизни. Нет желания – нет излечения.

Как я лечила мужа от игровой зависимости – проблемы и последствия зависимости от игр

Мой муж не сразу пришел к осознанию глобальности проблемы.


Мой пример – пример положительного лечения, когда зависимый сам понял и осознал свою проблему, попросив о помощи. В такой ситуации проще справиться совместными усилиями . Но бывают противоположные истории, когда человек не хочет осознать, думает, что у него все хорошо. Вот тогда сложно всем – родным, близким, самому игроману. Главное не сдаваться и верить в лучшее .

Одержимость компьютерными играми – массовая патология . От нее страдают взрослые, дети, подростки. Причин много, способов лечения тоже.

Каждый случай индивидуален, но при желании и стремлении все поправимо, и лечение обязательно даст положительный результат.

Зависимость от компьютерных игр – это одна из форм психологической зависимости, которая проявляется у человека в навязчивом увлечении компьютерными играми. Такая зависимость является одной из форм аддиктивного поведения человека, способ ухода от существующей реальности путем трансформации своего психоэмоционального поведения и требует грамотной коррекции.

Причины

Компьютерная зависимость у детей приобрела масштаб эпидемии. Среднестатистический школьник проводит за компьютером от 2 до 6 часов. Около 70% американских детей проводит свободное время за играми с сюжетами жестокости и насилия. В этих играх убийство является целью и главным элементом игры. Дети путают виртуальную реальность с настоящей, поэтому все чаще несовершеннолетние в Америке открывают огонь из ружей и пистолетов в школе.

Любая зависимость или мания является следствием глубоких психологических проблем. С помощью компьютерных игр человек пытается уйти от волнующей его жизненной ситуации или заменить какой-то недостающий элемент в своей жизни (внимание близких, социальный статус, отсутствие любимого человека).

Возможные причины возникновения компьютерной зависимости:

  • Различные нарушения психики (психопатии). Патологические черты характера человека, необщительность, закомплексованность и скромность часто приводят человека к интернет-зависимости. Некоторые больные при помощи компьютера реализуют свои детские страхи и фантазии;
  • Дефицит общения. Эта проблема актуальна для детей и подростков, родители которых постоянно заняты заработком денег;
  • Внутрисемейные конфликты. Чтобы уйти от семейных скандалов некоторые люди погружаются в виртуальный мир, что в дальнейшем усугубляет ситуацию и приводит к разводам;
  • Социальные фобии. Человек боится реального общества, межличностных отношений. Компьютерные игры позволяют уйти от реальности, почувствовать себя сильным и значимым. Компьютер для человека становится собеседником, спутником жизни и сексуальным партнером.

Симптомы

Патофизиологические механизмы формирования компьютерной зависимости и лудомании одинаковы. Они основаны на стимуляции различных центров удовольствия в головном мозге. В зависимость от компьютерных игр впадают и подростки, и взрослые самостоятельные люди.

Это патологическое состояние проявляется в виде чувства эйфории и психоэмоционального подъема во время погружения в виртуальный мир. Больной не может планировать свое время нахождения за компьютером. Для того, чтобы побороть сон и стимулировать мыслительную деятельность, он начинает употреблять кофеинсодержащие напитки и другие психостимуляторы. Для некоторых взрослых геймеров основным продуктом «питания» становятся пиво и различный фаст-фуд. Человек, который большую часть погружен в виртуальный мир, не соблюдает правила личной гигиены: забывает чистить зубы, расчесываться, принимать душ. Он плохо питается, спит и ведет малоподвижный образ жизни.

Если сломался компьютер, больной находится в расстроенном состоянии, может быть агрессивным с близкими и окружающими людьми. Такой человек начинает тратить все свои деньги на обновление программ, компьютерные приставки, новые игры. Он не задумывается о своей личной жизни, о работе или учебе, его мир сужается до прохождения очередной миссии в игре.

По мере прогрессирования зависимости, человек не может отказаться от компьютерных игр, хотя хорошо понимает их бесполезность. Он постоянно уходит от существующей реальности и погружается в виртуальный мир, принимает роль определенного
персонажа и живет его «компьютерной» жизнью.

Больной общается с другими людьми на различные компьютерные темы. Игровая зависимость ведет к перегрузке центральной нервной системы, в головной мозг человека постоянно поступают возбуждающие импульсы.

Через некоторое время у больного наблюдается снижение настроения, общего самочувствия, социальной активности, наблюдается повышенная тревожность и нарушение адаптации в обществе. По мере развития компьютерной зависимости у взрослых формируется неудовлетворенность собой, теряется смысл жизни, развивается глубокая депрессия.

У взрослых людей с игровой зависимостью снижается либидо, возникают различные нарушения в сексуальной сфере. «Зависимые» люди, как правило, имеют неустроенную личную жизнь, замкнуты, неразговорчивы.

Проявления у подростков и детей

Компьютерная зависимость у подростков, как правило, носит тяжелый характер. Они становятся злыми и агрессивными, если родители хоть на минуту просят оторваться от компьютера. Признаками игровой зависимости у детей является тот факт, что они начинают прогуливать школу, врать родителям и учителям. Некоторые несовершеннолетние больные просят или воруют деньги, для того, чтобы потратить на любимую компьютерную игру.

Компьютерные игры вызывают у детей жестокость, потому что там надо стрелять и убивать, а за это положено вознаграждение в виде очков, бонусов и подарков. Незрелая психика ребенка перегружена игровыми эффектами. В сознании современного ребенка виртуальная реальность не отличается от реальной жизни.

Компьютерная зависимость у подростков отрицательно сказывается на их здоровье и успеваемости. Ребенок начинает пить и есть, не отходя от монитора компьютера. В школе все его мысли и желания направлены на предвкушение игры дома.

Подростки с игроманией отказываются от друзей, начинают питаться нездоровой пищей, забрасывают учебу. Многие несовершеннолетние больные становятся агрессивными, склонными к насилию. Некоторые ученые утверждают, что компьютерная зависимость у детей ведет к слабоумию.

Последствия

Зависимость от компьютерных игр отрицательно сказывается на здоровье человека. Со временем у него ухудшается зрение, появляются проблемы с позвоночником и суставами. Многие «зависимые» страдают головной болью, бессонницей. В результате долгого сидения за компьютером у человека возникает слабость, повышенная утомляемость, снижается аппетит. Долгое сидение за компьютером приводит к развитию сердечно-сосудистых заболеваний: стенокардия и ишемическая болезнь сердца.

Длительное употребление напитков, содержащих кофеин и другие стимуляторы, приводит к истощению нервной системы, артериальной гипертензии. Учитывая, что «зависимые» люди плохо питаются, у них развивается гастрит и гастродуоденит, склонность к запорам.

Компьютерные игры у детей развивают те участки головного мозга, которые ответственны за зрение и движение. Игромания приостанавливает развитие лобных долей, которые несут ответственность за тренировку памяти, обучения, эмоции.

Дети с зависимостью от компьютерных игр мало времени проводят на свежем воздухе, не занимаются спортом. Чаще всего такие дети имеют бледный вид, «синяки» под глазами, плохо развитую костно-мышечную систему.

Критерии диагностики

Перед тем, как обращаться за квалифицированной медицинской помощью необходимо удостовериться в том, что у вашего члена семьи есть компьютерная зависимость, а не просто чрезмерное увлечение видеоиграми. Есть ряд критериев, опираясь на которые можно дифференцировать проблему:

  • Пациент не хочет отвлечься от игры и агрессивно реагирует на подобные просьбы;
  • Отсутствие критического отношения к своему поведению;
  • Пациент пренебрегает своими социальными обязанностями (учеба, работа), не участвует в делах семьи и его социальная активность резко снижена;
  • Пациент теряет интерес к окружающему миру, а эмоциональный подъем испытывает только во время компьютерной игры;
  • Пренебрежение к нормам личной гигиены, поведения в обществе;

Помимо девиантного поведения у больного наблюдаются нарушение сна, головные боли, неприятные ощущения в области спины. Также из-за длительного вынужденного положения кисти возможно развитие синдрома карпального канала.

При наличии этих критериев у пациента можно диагностировать зависимость от компьютерных игр.

Методы терапии

Нельзя рассматривать компьютерную зависимость как
полностью самостоятельное заболевание. Оно является следствием более серьезных психологических проблем. Поэтому специалисту важно выявить первопричину недуга и бороться именно с ней.

Для лечения последствий компьютерной зависимости применяется психотерапия, медикаментозные методы, гипноз. Важно применить комплексный подход.

При этой зависимости психиатрами применяется аутогенная тренировка, поведенческая, семейная психотерапия, психосинтез. Психотерапия направлена на коррекцию внутрисемейных отношений, устранение различных психологических установок человека (замкнутость и необщительность), лечение детских страхов и сексуальных проблем у взрослых.

У взрослых успешно применяются методы гештальт-терапии. Это связано с тем, что увлеченность компьютерными играми является способом уйти от нерешенной ранее проблемы. А данные методики подсказывают как «закрыть гештальт» т.е. разрешить ситуацию.

Симптоматическая медикаментозная терапия направлена на лечение бессонницы, раздражительности, повышенной тревожности и депрессии. Взрослым пациентам с игровой зависимостью назначаются растительные успокоительные препараты с целью снизить возбудимость нервной системы. Это могут быть травяные настойки, но чаще всего врачи назначают транквилизаторы или антипсихотики. Для нормализации циклы сна применяются снотворные препараты.

Обязательными препаратами при лечении компьютерной зависимости являются антидепрессанты. Они снимают психоэмоциональное напряжение, нормализуют настроение и улучшают общее самочувствие.

Важно наладить правильное питание, которое учитывает уже сформировавшиеся проблемы с пищеварением. Пациенту дополнительно назначают курс витаминов и общеукрепляющих медикаментов.

Этапы психологической помощи

Специализированная помощь имеет определенную стадийность. Такая структура была определена как наиболее эффективная при лечении компьютерной зависимости

На первом этапе важно помочь пациенту преодолеть внутреннее сопротивление лечению. Это ключевой момент, без которого дальнейшая терапия теряет смысл. Пациент должен осознать проблему, а также необходимость помощи извне для ее разрешения.

Второй этап направлен на определении глубины проблемы. Больной вместе с лечащим врачом должен выявить все подводные камни, которые могут помешать социальной реабилитации. Тактика врача в этом случае поддерживающая и направляющая.

Компьютерные игры - это увлекательный процесс. Мы можем и не заметить, как провели за ним несколько часов. Довольно легко потеряться в выдуманных мирах и сюжетных поворотах, которые будут удерживать вас у экрана «ещё 10 минут».

Психолог Джон Грохол (John M. Grohol) уверен Coping with Video Game Addiction , что в таком случае может помочь отслеживание времени. Записывайте, во сколько вы начинаете играть и во сколько заканчиваете. В конце недели подсчитайте, сколько часов у вас ушло на игры. Скорее всего, эта цифра заставит вас одуматься.

2. Установите лимит

Поставьте таймер, который поможет вам в этом. Даже если вы продолжите играть после его сигнала, вы всё равно будете знать, сколько времени вы потратили. А знание - это ключ к вашему спасению. Возможно, это поможет выработать правило, например, играть только с друзьями или лишь в определённые дни.

Не нужно слишком себя ограничивать, это усугубит ситуацию.

Помимо временного лимита, установите . Определите, сколько игр в месяц вы можете себе позволить.

3. Основательно подходите к выбору игр

Прохождение некоторых игр требует очень много времени. Откажитесь от них в пользу тех, что можно закончить за более короткий срок.

4. Не бойтесь закончить игру, если она вам не нравится

Многие игроки стараются выбирать игры посложнее, чтобы доказать себе и всем, на что способны. Усмирите своё игровое эго. Это лишь виртуальная реальность. Если игра не доставляет вам удовольствия, просто не проходите её.

Не воспринимайте онлайн-игры как настоящее соревнование. Никто не осудит вас, если вы просто выйдете из игры. Это ведь ваша жизнь, и только вам решать на что тратить своё время.

5. Заслужите время на игры

Если из-за игр вы забрасываете домашние дела, работу и личную жизнь, то у вас серьёзные проблемы. Попробуйте заслужить игру. Не садитесь за компьютер, пока не выполните текущие задачи. Помните, что целью является не полный отказ от видеоигр. Вам важно осознать, что они лишь часть вашей .

Многие находят странными и бесполезными прямые трансляции видеоигр на YouTube или Twitch. И зря. Вместо того чтобы тратить своё время, можно посмотреть, как это делает кто-то другой. При этом не обязательно сидеть перед экраном. Можно заняться полезными делами, например уборкой.

7. Устройте игровую голодовку

Не у каждого получится резко отказаться от видеоигр на какое-то время. Но иногда это срабатывает. Если чувствуете, что вам пора возвращаться в реальность, попробуйте удалить с компьютера все игры или же собрать все диски и отвезти кому-нибудь из друзей на хранение. Например, на две недели или месяц.

У вас появится больше времени для важных дел и встреч с дорогими людьми.

Вы поймёте, что настоящая жизнь намного интереснее и игры вам её не заменят.

8. Найдите причину вашего бегства от реальности

Компьютерные игры - это неплохой способ расслабиться. Однако игровая зависимость является одной из форм эскапизма. Подумайте, не прячетесь ли вы от чего-то в виртуальном мире.

Если у вас проблемы в личной жизни, обсудите их с вашим партнёром. Если на вас давит работа, обратитесь за помощью и постарайтесь найти решение проблемы. Это эффективнее, чем прятаться за монитором.

В игре все мы сильные и выносливые, а в действительности - не всегда. Но ведь вы не приобретёте эти качества, если будете упорно испытания, которые приготовила для вас жизнь.

Зависимость от компьютерных игр - это настоящая проблема современного человечества. Виртуальные игры затягивают, приковывают внимание, отбирают ценное время, которое просто проходит впустую. Есть ли лечение зависимости от компьютерных игр и как сделать так, чтобы оно помогло? Ответ на этот вопрос лежит через понимание психологии тех, кто в нее вовлечен больше, чем в реальность.

  • Кто и почему находится в зоне риска быть зависимым от компьютерных игр?
  • В чем негативные стороны психологической зависимости от компьютерных игр?
  • Почему у людей, которые зависят от компьютерных игр, бывают всплески агрессии и они делают перенос из виртуальности в реальность?
  • Как полностью и абсолютно избавится от зависимости от компьютерных игр?

Кто вы, уважаемый читатель? Озабоченный и опечаленный родитель, который ищет информацию о зависимости детей от компьютерных игр? Любящая жена или заботливый муж, который обнаружил признаки зависимости от компьютерных игр у своей второй половинки? А может быть, вы сами ощущаете и понимаете, что что-то в вашей жизни не так, что слишком уж много времени и значения вы уделяете компьютерным играм?

Так или иначе, очевидно одно: зависимость от компьютерных игр существует, это не выдумка и не надуманная шумиха вокруг несуществующей проблемы. Для самих играющих, игра самая что ни на есть реальность, которая ведет к настоящим проблемам. Игра создает мир, в котором можно найти отдушину, одновременно она мешает жизни и словно делает из человека изгоя - именно таким игрок рискует стать после многих лет зависимости от компьютерных игр. И симптомы, которые можно наблюдать у игрока, более чем пугающие даже для него самого.

Что делать? Как избежать зависимости от компьютерных игр? Где искать спасения? Есть ли лечение?

Прежде чем отвечать на эти вопросы, давайте договоримся об одной условности. Мы не будем осуждать человека, который страдает зависимостью от компьютерных игр, а постараемся понять, почему игрока так влечет туда, в виртуальный мир. И именно через это понимание у нас получится найти ответы на обозначенные выше вопросы.

Я еду в троллейбусе. Возле меня парнишка, лет 15, завис в планшете, умелыми пальцами пытается пройти сложнейший уровень своей игры. Мальчик сосредоточен на процессе, его упорное рвение к победе удивляет, его напряжение, с которым он подходит к игре, завораживает - такое ощущение что сейчас, в данный момент вся жизнь его зависит от победы. И нет ничего вокруг. И никого.

Я заглядываю в его экран через плечо и вижу - проиграл парнишка. В который раз, очевидно. Хотя наружу он не выражает никаких эмоций, на лице ни один мускул не дрогнул, я буквально ощущаю его злое разочарование. Но он времени даром не теряет - по новому запускает тот же уровень. И снова - в бой!

Парень словно бы проваливается в игру. Вот это жизнь! Красивейшая графика, прекрасно прорисованные до мельчайших подробностей персонажи, огромная скорость отклика на малейшее движения одним пальцем - кажется что игрок - сам Бог в этой игре.

Но вот в игру лезет мама парнишки. Она вдруг резко дергает его за плечо, кричит в ухо - наша остановка, пора выходить. Именно в этот самый момент, на экране происходит решающий эпизод. Наверное, тот, который мальчик проходил уже множество раз. И каждый раз - проигрывал. Тот, за победу в котором он, наверняка, сейчас, в данный момент, готов отдать полжизни и полцарства, если бы оно у него было.

Парнишка продолжает играть, но мама тянет его, а троллейбус неумолимо начинает тормозить. Игрок не в силах отвести взгляд от экрана, он старается одновременно, и играть, и встать, и пройти к выходу. И, конечно же, случился конфуз. Парень задел какую-то тачку бабки, по салону посыпались яблоки и выкатились в уже открытые двери. Бабка охает, пассажиры недоумевают, парень и мать выкатываются из троллейбуса. И сквозь уже закрывающиеся двери я слышу, мамины крики и причитания о том, что все внимание мальчика, вся его жизнь в этой чертовой игрушке и в компьютере, что он плохо учится и не общается со сверстниками, что он настоящий отшельник. Ее голос срывается на визг, она буквально тащит ребенка, который выше ее самой на голову, за шиворот и что-то орет. Что, мне уже не слышно.

Удивительно, но мальчик так и не отрывает глаз от экрана. Он продолжает играть и, кажется, не слышит мать. А она, хотя и угрожает забрать игрушку у сына, не делает этого, потому что знает, какая неадекватная реакция может быть в ответ на это действие, в том числе и агрессивная.

Мне жаль маму, она ведь действительно хочет всего то, чтобы сын был счастлив. Но еще больше мне жаль мальчика, потому что он тоже просто хочет, чтобы его оставили в покое.

В компьютерные игры играли, наверное, все. Через системно-векторное мышление легко понять, что те, кто сутками проводит время за компьютерными играми – это чаще всего люди, обладающие звуковым вектором . Именно у звуковиков есть целый набор характеристик, который и делает их потенциально зависимыми игроками.

Для всех людей на свете, которые родились без звукового вектора, обычный мир - это вся жизнь. Такой человек с раннего возраста научается общаться с другими себе подобными, отличать растения и животных, извлекать пользу-выгоду, создавать что-то качественное, строить города, жить в государстве. Для звуковика мир вокруг иллюзорен. Чем меньше звуковик сумел развиться, социализироваться, приобрести социальные навыки, тем более иллюзорен для него окружающий мир.

Спасением зачастую становятся компьютерные игры, они подменяют для звукового человека реальный мир, вовлекая его в виртуальность, как в настоящую жизнь. Жизнь, в которой все по-другому, в которой можно по-настоящему (как кажется звуковику) жить. Там весь мир строится вокруг него, он решает, что в этом мире происходит. В нем он Бог и царь, почти Творец. Да и не мешают всякие телесные недостатки, например, запахи.
Казалось бы, ну, что тут такого. Ну, играет человек себе в игру, ну и пусть играет. Он же никому не мешает своим действием. Особенно, когда речь идет о детях. Кто-то играет в реальные игры, а этот - в виртуальные - в чем разница-то? На самом деле разница есть и она огромная.

Человек со звуковым вектором всю жизнь живет с особенным делением мира: на внутреннее и внешнее. Для него как бы существует две отдельные среды: одна - его душа, то, что он переживает внутри себя, и другая - мир вокруг него. Уже будучи маленьким, он различает эти два мира друг от друга, и тянется за пониманием, где лежит грань между ними. В 6 лет он задает вопросы "почему я родился?", "что будет, когда я умру?", "есть ли Бог и какой он? " И тот мир, который внутри для него очень важен и ценен, а тот, что снаружи - он снаружи, не изучен и часто враждебен. Когда маленького звукового ребенка правильно воспитывают, прививая ему мораль общества, развивая внутренние нравственные установки, у него формируются барьеры и принципы, именно они позволяют ему жить в обществе адекватным человеком. Но пока он маленький, пока этих границ еще нет, попадая в виртуальные игры, где стирается грань между явью и вымышленным миром, он все больше закрепляется в мысли, что внешний мир - это всего лишь иллюзия. Чем больше он зависает в играх, тем большим социальным неадаптантом становится. Все больше живя в своей иллюзии, он рискует никогда не получить никакие ни моральные, ни нравственные ограничения, а значит - позволить себе все, что ему в какой-то момент захочется.

Если по 20 часов в сутки без перерывов палить из пистолета по персонажам, прорисованным до морщин, то постепенно происходит сдвиг, когда ненавистный реальный мир сливается с виртуальным. Возникает ощущение, что и обычные люди на улицах - это почти такие же персонажи и можно выразить свою ненависть к ним, просто нажав курок. Звуковик, потерявший связь с реальностью, может такое сделать. И ленты новостей время от времени взрываются такими жуткими сообщениями массовых расстрелов .

Окунаясь в виртуальную реальность, человек с ненаполненным звуковым вектором попадает в западню. Он перестает стремиться к выполнению своей роли, то есть фактически начинает деградировать, как личность, социально полезный член общества. В то время как его такая жизнь устраивает, ведь приносит меньше дискомфорта. А в это время, по-настоящему происходит вот что: он перестает учиться, плохо работает и становится обузой, как для родных, так и для учителей или работодателей. От него все хотят избавиться, его избегают, и так постепенно он вытесняется из нормальной жизни. А это еще больше вталкивает его в игру, из которой уже никогда не хочется выходить.

Взрослый развитый человек со звуковым вектором, с головой "ушедший" в игру, еще имеет шанс выйти из нее. Ведь бежит он туда от депрессий, от своих звуковых вопросов, и, наполнившись, может еще вернутся к полноценной жизни. А вот если ребенок изначально до пубертата не развивается, не получает морально-нравственную прививку от родителей и общества, живет в играх, рискует навсегда перестать отличать реальность и виртуальность.

Если Вы родитель ребенка или близкий человек того, у которого наблюдается зависимость от компьютерных игр: Если Вы сами ощущаете в себе зависимость от компьютерных игр, и это настораживает Вас:
Усвойте одно, чем больше Вы давите на игромана, чем больше пытаетесь переделать его, тем больше усиливаете дискомфорт в этом мире для него, тем самым еще больше толкаете его в игру. Насильно забрав компьютер, запретив игры, Вы можете своими руками привести к катастрофе. Это не значит, что не нужно действовать. Необходимо, и не откладывая ни на день. Но не запретами и нравоучениями, а выманивая игромана из его виртуального пространства тем, что будет ему более интересно в этом мире. Имейте ввиду, что Вы не зря беспокоитесь. Да, зависимость от компьютерных игр - это действительно проблема. И да, она будет прогрессировать. Само собой все не пройдет и не рассосется, неважно какого Вы возраста и пола. Но и отказаться от этого просто так, на силе воли или самозапрете тоже не получится. Просто потому, что наш организм так не устроен: Вы будете продолжать делать то, что приносит Вам удовольствие. А компьютерная игра это удовольствие Вам приносит, хотя оно и небольшое (а кажется большим просто потому, что не с чем сравнивать). Избавиться от этого можно только заменив удовольствие от игры, чем-то большим по массе и значению.

Как избавиться, или избавить близкого человека от зависимости от компьютерных игр?

Вылечить от зависимости от компьютерных игр человека/ребенка нельзя просто отобрав игрушку или запретив ему играть. Это как лишить голодного еды, как забрать у жаждущего воду. Конечно, мы понимаем, что компьютерная игра - это плохой наполнитель для звукового вектора, как пресная овсянка для голодного, но она - все, что у него есть. Ничего кроме агрессии и глухого непонимания, в ответ нельзя ожидать. Более того, запрет только усилит желание играть, и этим самым мы еще больше втолкнем его в эту самую зависимость. А если еще и давить на игрока, кричать на него, принуждать к чему-то, напрягать его, то мы как будто бы сами, своими руками, его в виртуальный мир вталкиваем. Ведь там всей этой ругани и тупой суеты нет, ведь там - хорошо!

Нужно не отбирать игру у зависимого от компьютерных игр, а предложить то, что будет на порядок выше, лучше, интересней. Если дать человеку более вкусную еду, он сам откажется от пресной овсянки.

Поэтому есть только один путь лечения от зависимости от компьютерных игр - и он не простой. Звукового человека можно вытащить из игры только дав ему ответы на его внутренние вопросы "зачем?" и "почему?" Кстати, отвлечь зависимого человека от компьютерных игр можно буквально за пару минут, просто, заведя с ним разговор на тему смысла жизни и внимательно выслушав его соображения на этот счет. А у него их обязательно найдется множество и многие из них - плохие и депрессивные, что не удивительно для подавленного звуковика. Но привлекая его внимание вопросами, зацепляя его «наживкой», давая понять, что этот ответ существует, постепенно его можно вытащить из ямы игровой зависимости и привести к другой жизни.

Где же искать эти самые ответы на вопросы "зачем?" и "почему?" Они лежат в понимании человеческой природы, особенностях всех людей, их жизни, а главное - того самого звукового вектора , от которого и идут все эти душевные терзания. Об этом на тренингах по системно-векторной психологии рассказывает Юрий Бурлан. Читает свои лекции он в режиме онлайн, так, что каждый желающий может их посетить, в независимости от места проживания. Каждый месяц проводятся бесплатные лекции, о ближайших датах узнайте или щелкнув по баннеру:

Если вас интересует не только зависимость от компьютерных игр, но и другие злободневные вопросы, обязательно подписывайтесь в форме внизу на нашу рассылку. В каждом выпуске вы найдете для себя множество полезной, интересной информации.